Москва! Какой огромный Странноприимный дом!
Ну да, сложно не процитировать. Совершенно неожиданно я стала счастливчиком получившим приглашение на экскурсию по шереметевскому Странноприимному дому и Троицкой домовой церкви, организованной Департаментом культурного наследия в честь 100-летие НИИ скорой помощи. Так что ДКН - это не только в миллионный раз переделываемый сейчас отчёт, но и возможность попасть внутрь одного из федеральных памятников архитектуры. Конечно, это не мечта об экскурсии по дому Игумновых, но тоже не самое открытое для посещения места.
Специально для нас были открыты главные ворота, так-то парадный двор обычно для посетителей закрыт, а проход по дорожке между главным зданием и боковыми флигелями. Честно говоря, поскольку я была сильно ограничена по времени, мне не очень хотелось слушать историю о мезальянсе товарища Шереметева, однако, экскурсовод действительно очень интересно рассказывала о трансформации застройки "Черкасских огородов" и об изменениях, внесенных в постройку Елизвоя Назарова самим Кваренги. Кстати, я как-то не придавала значения, что умудрялся он это делать удалённо, не выезжая из Петербурга.
Половив выразительные кадры двойной колоннады бельведера мы не стали сразу заходить в церковь, а отправились на территорию больницы знакомиться с местными достопримечательностями. Поскольку экскурсия носила юбилейный характер речь шла о работавших здесь медиках и исследователях, попавших на памятные доски. Я больше обращала внимание на другие детали. Например, как пройти мимо нивелирной марки второй очереди московской канализации; уважаемый Валерий Павлович несколько просветил безграмотную меня относительно правильного использования этой прекрасной блямбы.
Поскольку, слава богу, бывать тут раньше мне не приходилось, приятным сюрпризом стало отделение клинической и производственной трансфузиологии, чтобы это не значило. Первоначально в здании 37 года находилась кухня. Довольно поздняя датировка, надо сказать. Что особенно обидно - в реестр памятников постройка не включена.
Так же я там не обнаружила церковь авторства Сулатанова. Хотя, учитывая, что в 1922 году часовня была достроена для размещения медучилища - а не перестроена в церковь, как планировал заказчик - не исключено, что видим мы чуть больше чем полностью реконструкцию.
Решетки дворового флигеля
А это уже самого главного корпуса
Понятно, что тут все перестраивалось, а от оригинальных интерьеров осталось одно воспоминание, восстанавливали их по архивным материалам. И это касается нескольких важных помещений, в остальном внутри что-то выхолощенное административное. Ну разве что копии портретов Ковалевой-Жемчуговой да Шереметева, указующего на своё детище, рассказывают об истории больницы. Было ещё полотно с посещением Александром I и Фридрихом-Вильгельмом Странноприимного дома (на сей раз с Боровиковским на заднем плане) и вот эта новёхонькая Сухаревка 1923 года.
Интерьеры Большого зала, если я не запуталась в крыльях, то тут должна была быть богадельня на 50 коек, в противоположном крыле помещалась больница.
Лекционный зал
Ну и церковь
В принципе, несколько раз в неделю тут устраивают богослужения, но, понятно, туристом с фотоаппаратом особо не походишь
Оформлением интерьеров занимался Скотти, барельефами - Замараев. Не буду врать, поднимать материалы по реставрации или историко-культурные экспертизы мне немного лениво.