Оригинал взят у
rebro_a_dama в
Нравится ли вам эта китайская девушка? Азиатская внешность - на любителя (говорю как мужчина, так как дежурит в блоге снова Сергей, давно я тут не умничал =) ), мне больше по душе китайская многогранность.
Есть такая симпатичная легенда, о том, что слово "кризис" по-китайски означает "опасность" и "возможность". В принципе, это отчасти даже соответствует действительности. В китайском языке "кризис" записывается при помощи двух иероглифов 危機, вэй-цзи.
Первый, 危, означает что-то типа
"находиться в опасном положении". Значение второго, 機, более
разнообразно. Он обозначает и "случай" (в том числе счастливый), и "механизм", и "органика", и, например, "самолет". В слове "кризис" - этот иероглиф имеет смысл скорей "момент", "поворотная точка".
Так что вэй-цзи это скорее просто "опасный момент". Но легенда все равно красивая. Лично я за то, что б признать ее истиной и использовать в собственных интересах. В конце концов, подобные неточности, рождающие элегантные матфоры, идут на пользу психике, помогая пережить вэй-цзи.
А вэй-цзи - это как раз то состояние, которое переживает сейчас глобальная экономика. Как ни странно, но для российской экономики мировой кризис это и правда в большей степени "возможность" чем "органика" или "самолет". От "опасности" наша страна тоже не застрахована, но в плане рисков мы на равне со всеми остальными.
...Что же является основой для моего оптимизма?
Дело в том, что нам есть куда расти. Как сказал глава Минпромторга Денис Мантуров
в своей статье:
Основные факторы, определяющие «пределы роста» в современном мире, - это экономический спад, антропогенный пресс и ресурсный голод. Для России они не представляют существенной угрозы. Это дает нам преимущества в борьбе за ресурсы и передел рынков.
Сами посудите, экономика России, скажем так, не самая передовая в мире. Да, в прошлом году она заняла
пятое место в десятке мировых экономик, но все это благодаря в основном развитой нефтяной промышленности и ее экспортной ориентации. В этом году с ценами на наш основной экспортный товар творится известно что. В соответствующем рейтинге скорее всего мы переместимся на несколько позиций ниже. Тешить свое ЧСВ при помощи рейтингов не получится. Надо браться за дело. Именно к этому и призывает Мантуров.
В первую очередь следует осознать, что без собственной промышленности никакого устойчивого экономического роста добиться невозможно. Перевалочный пункт для товаров, которым сейчас является Россия, не может быть в полной мере самостоятельным как в политическом, так и в экономическом смысле.
Тут я чуть отойду от темы и вернусь к хозяйке этого блога, моей жене. Она сейчас очень много путешествует и общается, в т.ч., с производителями. Рассказывала, как тепличное хозяйство просто молится на санкции, из-за того, что госудаство теперь дает им деньги на расширение своего российского производства. А на молочной ферме директор хвастался компенсациями. Так что говорить, что "верхи" не понимают, что надо развивать "свое" - не стоит, все не так плохо.
Браться за всю промышленность сразу удовольствие очень дорогое и трудно контролируемое, поэтому, в первую очередь, вкладывать деньги нужно в те сектора, которые уже являются точками роста. К таковым относится, например, боевая авиация:
Мы занимаем 1-е место в самом высокотехнологичном секторе - боевой авиации. Экспортный портфель заказов субъектов ВТС достиг рекордной цифры - $49,1 млрд, 44% из них - заказы на авиационную технику. При этом объем экспорта военной техники по итогам 2013 г. составил $15,7 млрд.
При этом не следует забывать о том, что на мировом рынке существуют некоторые правила, которые нам приходится соблюдать, но на которые мы почему-то до сих пор кладем однораспорный анкерный болт:
В области промышленного дизайна и брендинга мы не только не «впереди планеты всей», а ровно наоборот. Уже сформировался «дизайн-барьер» вхождения на зарубежные рынки для многих наших промышленных компаний. А с учетом современного уровня интеграции промышленного дизайна в инженерное проектирование (конструирование и инжиниринг) становятся очевидными риски конкурентоспособности российских производителей.
В общем, мало что-то произвести, надо ещё это продать, а вот с продажами у нас беда. Нефть, она и в позолоченной бочке нефть и в ржавой кастрюле, а вот, скажем, телевизор должен профессионально ласкать оральный вау-фактор потребителя, что бы тот взял плоскоэкранного ублюдка в кредит. Таким образом, мы вместе с Мантуровым выснили, что России нужно делать в первую очередь, что б кризис был для нас противоречивым китайским понятием, а не однозначной древнерусской тоской: производить то, что хорошо получается и научиться уже этим как следует торговать.
Но это не все. Ещё нужно смотреть в будущее и прикидывать его запросы:
С учетом нынешней структуры российской экономики, ее потенциала и мировой конъюнктуры в ближайшие 5-10 лет наиболее адекватной стратегией развития является интегрированная индустриализация. Это диктует необходимость развивать не только традиционно сильные у нас секторы - аграрный, сырьевой и оборонный, но и отрасли инновационной промышленности будущего, от самых наукоемких сегментов традиционных отраслей до ключевых прорывных технологий и новых рынков. В рамках госуправления необходимо обеспечить плотное взаимодействие, концентрацию ресурсов и регуляторных возможностей всех уровней власти для индустриального развития территорий всей страны. Фактически заново требуется создать прикладную науку, которая станет связующим звеном между бизнесом и сферой фундаментальных исследований. Параллельно придется менять традиционные установки отечественного бизнеса, не готового инвестировать в новые разработки. Необходимо кардинально улучшить инвестклимат и повысить привлекательность промышленности как объекта вложений, нужны новые подходы в налоговой политике в отношении новых производств. В серьезном реформировании нуждается и производственная сфера, где должны появиться новые промплощадки, бизнес-инкубаторы, индустриальные парки, промышленные кластеры. Все это должно привести к повышению занятости на местах, увеличению поступлений в бюджеты и улучшению качества жизни населения.
Для того, что б успеть с инновационным товаром попасть на рынок, нужно начинать его производить за долго да того, как он станет мейнстримом. В этом случае на нем получится заработать. Вот вам третья "возможность", соседствующая с текущими "опасностями".
...Теперь вернемся к началу поста. Там Мантуров говорил о том, что нечто "дает нам преимущества в борьбе за ресурсы и передел рынков".
Что же имелось в виду? Импортозависимость. Дело в том, что у нашей промышленности уже есть очень крупный и очень заинтересованный заказчик, это... наша страна. Взятый в связи с санкциями курс на импортозамещение, открывает для российских предприятий огромный внутренний рынок. Это отличная взлетная полоса. У многих развитых стран нет такого ресурса. Глобальный рынок так же имеет свои пределы. В общем, как пел Высоцкий: "А где на всех зубов найти? Значит безработица".
В общем, "вэй-цзи" для нас скорее "цзи". Лишь бы только не
лангфэй (浪費).
Есть шанс у России использовать кризис в свою пользу?