Нет ничего недостойнее для культурного народа, чем без сопротивления позволять преданной безответственным и тёмным инстинктам властной клике собою «править». Разве не правда, что сегодня каждый честный немец стыдится своего правительства? Кто из нас предвидит величину того позора, который ляжет на нас и на наших детей, когда однажды пелена упадёт с наших глаз и самые ужасающие, бесконечно превосходящие всякую меру преступления предстанут при свете дня? Если немецкий народ уже настолько испорчен и растлён в своей самой глубокой сути, что, не пошевелив пальцем, в бездумной вере в какую-то закономерность истории, он предаёт то самое высокое, чем обладает человек, то, что возвышает человека над всей прочей тварью, а именно свою свободную волю; если он предаёт свободу человека ухватиться за колесо истории и подчинить его своему разумному решению; если немцы уже настолько обезличены, уже окончательно превратились в бездуховную и трусливую толпу, тогда да - они заслуживают своего заката.
Гёте говорит о немцах как о трагическом народе, подобном народу евреев или греков. Однако сегодня складывается впечатление, что он - стадо мелочных, безвольных попутчиков, у которых высосан мозг из костей и которые, лишившись теперь своего ядра, готовы дать затравить себя до смерти. Так кажется, но это не правда: скорее, из-за длительного, лживого, систематического насилия каждый отдельный человек оказался в духовной тюрьме. Уже лёжа в оковах, только тогда он осознал свою участь. Лишь немногие распознали грозящую гибель и наградой за их героические призывы была смерть. О судьбе этих людей ещё пойдёт речь.
Если каждый ждёт, пока начнёт другой, приближение посланников мстящей Немезиды нельзя будет остановить. Тогда самая последняя жертва будет напрасно ввергнута в пасть ненасытного демона. Поэтому каждый отдельный человек, который осознаёт свою ответственность как член христианской западной культуры, должен в этот последний час изо всех сил постоять за себя, должен работать против этого бича человечества - фашизма и всякой подобной ему системы тоталитарного государства. Оказывайте пассивное сопротивление - с о п р о т и в л е н и е - где бы вы ни были, мешайте работе этой безбожной военной машины, покуда ещё не поздно, покуда последние города не превратились в кучу обломков, как Кёльн, и покуда последняя молодость народа не истекла где-то кровью из-за спеси одного недочеловека. Не забывайте, что каждый народ заслуживает то правительство, которое он терпит!
Из Фридриха Шиллера, «Законодательство Ликурга и Солона»:
«…В сопоставлении со своей целью, законодательство Ликурга - шедевр науки о государстве и человеке. Он хотел сильного, самодостаточного, неуничтожимого государства. Политическая мощь и устойчивость были целью, к которой он стремился, и этой цели он достиг настолько, насколько это было возможно в тех обстоятельствах. Но если мы сопоставим цель, которую перед собой ставил Ликург, с целью человечества, то глубокое осуждение должно прийти на место восхищения, которое произвёл в нас первый поверхностный взгляд. Всё может быть принесено в жертву на благо государства, кроме лишь того, для чего само государство служит лишь средством. Государство само по себе никогда не является целью, оно важно только как условие, при котором цель человечества может быть исполнена, и эта цель человечества есть не что иное как развитие всех сил человека, движение вперёд. Если государственное устройство мешает развитию всех сил, заключенных в человеке; если оно мешает духовному движению вперёд, то оно порочно и разрушительно. При этом оно может быть сколь угодно продуманным, и в некотором роде совершенным. Сама его устойчивость в этом случае даёт повод для упрёка, а не для славы. Такое государственное устройство - лишь затянувшееся зло. Чем дольше его существование, тем оно разрушительней.
… Ценою всех нравственных чувств было развито стремление служить государству и образована способность к нему. В Спарте не было супружеской любви, не было материнской любви, не было детской любви, не было дружбы. Не было ничего, кроме граждан, ничего, кроме гражданской добродетели.
… Государственный закон делал долгом спартанцев бесчеловечность по отношению к их рабам. Человечество этих несчастных жертв бойни было поругаемо и истязаемо. В спартанском своде законов проповедовался опасный принцип, рассматривающий людей как средство, а не как цель. Таким образом было законодательно уничтожено естественное право и нравственность.
… Какое прекрасное зрелище являет суровый воитель Гай Марций в своём лагере перед Римом, когда он жертвует отмщением и победой, не в силах видеть, как льются слёзы матери!
… Государство (Ликурга) могло продолжать своё существование только при одном единственном условии: остановка развития духа народа. Следовательно, оно держалось только потому, что не достигало высочайшей и единственной цели любого государства.»
Из «Пробуждения Эпименида» Гёте, действие 2, сцена 4:
Духи:
То, что отважно восстало из бездны,
Может с помощью железной хитрости
Покорить половину земного круга.
Но оно должно вернуться назад в бездну.
Уже ему грозит небывалый страх,
Напрасно он будет сопротивляться!
И все, кто ещё на его стороне,
Все должны пасть на землю.
Надежда:
Сейчас я встречаю моих смельчаков,
Которые собрались в ночи
Чтобы молчать, но не спать.
И прекрасное имя свободы
Слышится шёпотом, с запинкой,
Пока с непривычной силою
На ступенях нашего храма
Не раздаcтся снова восторженный зов:
(Убеждённо и громко):
Свобода!
(Сдержаннее):
Свобода!
(Эхо со всех сторон и концов):
Свобода!
Мы просим вас сделать как можно больше списков с этого листка и распространять его дальше!