Пишет Александр Храмов:
"Побывал на выставке братьев Васнецовых в ЦДХ.
С детства знакомые шедевры из Третьяковки и Русского музея, собранные вместе - «Три Богатыря», «Витязь на распутье», «Иван-Царевич на сером волке» - производят очень сильное впечатление, аж мурашки по коже. Вот она, квинтэссенция русскости и национального духа! Там же представлены и акварели Аполлинария Васнецова, на которых изображена Москва XVII века, с деревянными хоромами и боярским людом в пестрых кафтанах - воплощенная в красках допетровская утопия славянофильства.
Эпично-былинное творчество Васнецова было частью национального разворота в нашей культуре, когда на первый план вышла русская тема. Этот расцвет, пришедшийся на царствование Александра III и первые годы Николая II, совпал с экономическим подъемом и взрывным демографическим ростом великорусской народности.
Русь разворачивалась вширь, летела вперед, как локомотив на всех парах по только что построенному Транссибу, и наша творческая интеллигенция стала делать то же, что делали художники, музыканты и поэты в то время по всей Европе: обращаясь к истокам, к фольклору, выстраивать единый культурный стандарт, создавать коллективное воображаемое нации, осмыслять ее уникальное «я».
Подчеркнутая, утрированная русскость пронизывала живопись, музыку (Мусоргский, Римский-Корсаков), архитектуру (неорусский стиль с его шатровыми крышами и стилизованными наличниками), декоративно-прикладное искусство (все эти резные лавочки из абрамцевской мастерской и подсвечники фирмы Сазикова с косарями и пахарями).
Из этого великого культурного движения должна была родиться русская нация как полноценный политический организм, живущий в своем собственном государстве. Но вместо этого русских растоптали и обобрали, сделали расходным материалом для советской империи наоборот, отрезали у них куски национальной территории, заставили служить интересам других народов.
Много места на выставке занимают эскизы росписей Владимирского собора в Киеве, над украшением которого Васнецов работал с Нестеровым и другими русскими мастерами. С них на нас глядят святые насельники Киево-Печерской лавры. Всё это было частью высокой русской культуры - но по милости большевиков и лаврой и собором завладели сельские парасюки-самозванцы.
А сейчас пожилые комсомольцы - прямые наследники тех, кто отдал мыколам Киев с Одессой и Донбассом - точно также отдают азиатским ордам нашу русскую землю под те же разговоры о «дружбе народов».
Символично, что дом-музей Васнецова на проспекте Мира - сказочный деревянный теремок - в последние годы оказался в халяльно-шаурмячной осаде. Вокруг него шастают толпы мигрантов в тюбетейках и с ковриками для намаза. Маленький и незаметный теремок, святыня русского духа, затерялся на фоне огромной соборной мечети, собирающей вокруг себя десятки тысяч инородцев, которым нет никакого дела до нас и нашей культуры.
Ах, ты в судьбине злосчастная, родная Русь!
Кто ж, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет?"