Три года со дня смерти Константина Крылова

May 10, 2023 21:40

Некролог, который я написал 12 мая 2020 г.:

"Сегодня в возрасте 52 лет скончался Константин Крылов - "выдающийся русский политик - в эпоху, когда никакой "русской политики" не было и в помине".

Это трагедия для всех нас. К сожалению, личностей такого уровня в современном русском движении больше нет. Константин был одним из немногих идейных политиков России. Писательство, публицистика, философия, интеллектуальная игра были для него не самоцелью, а инструментами политической борьбы. Борьбы за русское дело, за то, что бы русские из объекта властных манипуляций стали субъектом политики, за то, чтобы реализация национальных интересов русского народа стала главным мотивом и целью любых политических решений в России.
Он был одним из немногих в русском движении (и шире - в несистемной оппозиции), кто никогда и ни при каких обстоятельствах не участвовал в кремлевских схемах (второй такой человек - Игорь Артемов, про многих других, увы, этого сказать нельзя).

Константин смог сделать очень многое. Центральной идеей его публицистики было стремление показать, что публичная деятельность в России должна строится в первую очередь вокруг конкретных, рациональных интересов русского народа, а не абстрактных конструкций, столь любимыми адептами российского либерализма или имперства. Его статьи 1990-х и 2000-х гг. и сейчас не потеряли своей актуальности.

Усилиями Константина Крылова русский национализм обрел интеллектуальный голос, глубокую и не банальную аргументацию. В качестве главного редактора он руководил газетами "Спецназ России" (2003-2009) и "Русский марш (2007), интернет-изданием "Агентство политических новостей" (2007-2020), журналом "Вопросы национализма" (2010-2020).

Константин Крылов не ограничивался публицистикой или публичными выступлениями. Во многом именно его усилиями - не только интеллектуальными, но и организационными - "новый политический национализм" в 2000-х гг. бросил вызов Кремлю. Здесь нужно вспомнить и одноименную конференцию ДПНИ, РОД, "Великой России" в 2008 г., и оргкомитеты Русских маршей, куда Константин входил на постоянной основе, и Национально-демократическую партию. И, конечно же, Русское общественное движение, которому, наряду с ДПНИ, впервые удалось прорвать информационную блокаду вокруг судьбы русских, ставших жертвами инородцев в межнациональных конфликтах. Несмотря на угрозы и преследования диаспор и Кремля Константин никогда не менял свою позицию. Напомню, в 2004 г., после статьи "Полночь, 22 июня", опубликованной в "Литературной газете" и посвященной нападению чеченских боевиков на Ингушетию, чеченцы угрожали Константину расправой. В 2011 г. он был репрессирован российским государством по ст. 282 УК РФ за выступление на митинге "Хватит кормить Кавказ", проходившем 22 октября 2011 г. на Болотной площади в Москве (см. с 19 минуты блестящее выступление Крылова - https://www.youtube.com/watch?v=N9QHaPisM9c).

Константин сделал то, что никому не удавалось в русском движении новейшего времени - создал общенациональный интеллектуальный журнал ("Вопросы национализма"), вокруг которого, удалось собрать многих достойных авторов. Некоторые публикации Крылова безусловно лягут в основу национального взгляда на теорию наций и национализма ("Нация как субъект конфликта", "Кто такие русские?" и др.), конституционного и государственного строительства в России ("Земля наша велика и обильна", "От РСФСР - к Евразийскому Союзу", "Больше никогда" и др.), исследований современного политического процесса в РФ ("Умереть или помучиться? К спорам о либерализме, имперстве и русском национализме" и др.).

Еще в 2000-х гг. Константин выступал как принципиальный противник украинского национализма, последовательно поддерживая идею возвращения России отторгнутых от нее в советский период земель и предотвращения украинизации русских Новороссии.

В 2008 г. Константин опубликовал очень яркую статью об Александре Солженицыне, которого он описал как политического борца, в одиночку на равных противостоявшего и времени, и обстоятельствам, и государственной машине. Я считаю, что написанное тогда о Солженицыне, сегодня можно отнести и к самому Константину Крылову.

"На Великой Шахматной Доске мира большинство людей - это даже не пешки, а клетки, по которым пешки ходят. Это люди, которые просто живут - в мире, который придуман не ими, и, в общем-то, не для них. Кто-то живет хорошо, кто-то не очень. Но так или иначе, они «принимают реальность как есть», не пытаясь ее изменить, никуда не лезут. И гордятся своим здравомыслием.
Есть, конечно, и фигуры - в основном пешки, - которыми делают ходы. Фигуры обычно презирают клетки - потому что быть пешкой и делать ходы, пусть даже ведёт тебя чужая рука, бесконечно почётнее, чем быть клеткой. Фигуры движимы разными приводными ремнями - деньгами, идеями, верой, страхом, и прочими тягами и крючками. Важно то, что фигура, уж если её зацепили, движима этой самой тягой и крючком туда, куда её ведёт игрок. Она может соскочить, да - но тогда ей будет играть другой игрок.
И, наконец, есть игроки - те, которые двигают фигурами, или, за неимением таковых, сами становятся на доску. Но даже встав на доску, игрок не превращается в пешку: он делает ходы всё-таки сам. Да, ходит он по правилам, и правила эти сложные и жестокие. Но всё-таки ходы делает он, а не за него" (https://www.apn.ru/index.php?newsid=20517).

Мы запомним Константина в первую очередь как человека, который боролся до конца."
+++
Ниже две цитаты из некрологов, в которых говорится о главном в его личности.

" Asocio:"Меня всегда потрясала его абсолютная, несгибаемая вера в русский народ. Когда все вокруг швыряли оземь шапки и с досадой шипели сквозь зубы: "генетические рабы, холопы, бесполезно, умрут за барина" - Константин спокойно отвечал: "Это понятно, это простительно, русских слишком долго мучали, они слишком долго страдали, их просто искалечили, они не ведают, что творят". А ведь он даже не был христианином - но принимал все недостатки русского народа со стоицизмом и всепрощением христианского святого. Возможно это был единственный человек в мире, который безусловно и бескорыстно любил русский народ, желал ему добра и процветания.
...
Когда умный человек смотрит на мир - он всегда видит изнанку мира. И тогда он испытывает невероятные страдания из-за того, как эта изнанка неприглядна - но больше из-за того, что все остальные люди эту изнанку не желают замечать, постоянно пребывая в мире розовых облаков и радужных единорогов. ... Большинство его записей в блогах - это скрытая в тексте злость на окружающий мир, на то, что он вот такой, а не лучше. Его ответы на вопросы обычно доброжелательны, но та же злость внезапно адресуется тем, кто поддерживает и оправдывает устройство мира. И, по-моему, очевидно, что эта злость - обратная сторона боли за мир, который хочется исправить, но исправить почти невозможно."

Пионер: "Именно Крылов сумел вывести русское национальное движение из бездны иррационализма и без-умия. В условиях культивирования паранойи всех оттенков и направлений, на фоне неустанных камланий, шизофренических заклинаний, припадочных кривляний, истерических плясок с пропагандистскими бубнами - рассудительная политико-идеологическая позиция Крылова шокировала трезвой рациональностью. Русский народ не топливо для межгалактических экспедиций под красным флагом, не донор и не питательный субстрат для интернационального человечества. Русские имеют право на свою достойную человеческую жизнь. Русские должны обладать неотъемлемыми гражданскими правами и свободами. Русские должны осознать и отстаивать свои национальные интересы. Эти тривиальные тезисы до сих пор у многих вызывают реакцию от растерянности до пароксизмов ненависти. А тогда бывшие советские люди в массе просто не понимали, о чём им говорят. Слишком многие не желают понять и поныне".

Крылов, русское национальное движение

Previous post Next post
Up