Система распознавания лиц теперь ищет тех, кто выходил на митинги. Их останавливают прямо на входе в метро А к некоторым приходят домой
У московской цифровизации есть и другая сторона, о которой скептики заговорили сразу же после внедрения системы распознавания лиц. Технология, которая должна была помогать искать преступников (получалось не всегда) и контролировать соблюдение карантина, сейчас используется для задержания людей, выходивших на митинги. Недавно несколько человек остановили в тот момент, когда они пытались попасть в метро. Рассказываем, как информационные технологии в Москве из приятного дополнения к городской жизни превратились в инструмент, используемый для политического давления.
Задержание в метро
В воскресенье, 31 января, москвичка Ольга спустилась на станцию метро «Бунинская аллея» и зашла в вагон поезда, следующего в сторону центра, но ей тут же пришлось выйти вместе с полицейскими. Они сказали, что на девушку указала система распознавания лиц как на человека, на которого составлена ориентировка. Система смогла узнать Ольгу, несмотря на то, что она была в защитной маске. Полицейские проверили паспорт и отвели девушку в дежурную часть. «Полицейские будто бы сами не очень понимали, что происходит. Они сказали, что я есть у них в базе, причем меня добавили туда дважды. Один раз 10 марта 2020 года, что странно, так как тогда никаких политических акций не происходило, второй раз - 30 января. В базе я числюсь как активная участница митингов», - говорит Ольга. Она подтверждает, что была 23 января на Пушкинской площади, но фотография, которую показали полицейские, была сделана не там - это легко определить по отсутствию маски, шарфа и шапки.
Ольга рассказывает, что решила не качать права, а просто удалила из телефона приложения Telegram и «ВКонтакте» и поехала в отделение полиции. Там выяснилось, что городские камеры засекли девушку дважды - 23-го днем на «Пушкинской», а вечером - на «Цветном бульваре». Ольга уверена, что здесь есть ошибка: на «Цветном бульваре» она в тот день не появлялась, зато заходила на станцию вечером 30 января. В отделении девушка провела около восьми часов и дала объяснение, что в тот день искала на «Пушкинской» где поесть. Ей предстоит прийти в полицию еще раз 5 февраля.
Досье на участников митингов
Похожие ситуации произошли еще с несколькими горожанами. Фотограф Георгий Малец написал, что его задержали на «Тверской» (митинг 23 января он снимал по редакционному заданию) и предупредили, что он «стоит на учете как политический». Георгия допросили как свидетеля, продержали в отделении более трех часов и отпустили без составления протокола. На входе в метро «Бауманская» задержали Михаила Шульмана, тоже допросив его как свидетеля.
А к историку Камилю Галееву полицейские пришли домой. Его адвокат Михаил Бирюков написал, что в распоряжении полиции оказались фото не только с «Тверской» 23 января, а еще и из паспорта и соцсетей. Галеев ведет телеграм-канал об истории «Высокая порта», сотрудничал с «Новой газетой», и об этом в полиции тоже знали. То есть система распознавания лиц не только узнает на улицах и в транспорте конкретного человека, но и сопоставляет его фото с информацией, собранной о нем в соцсетях. Сейчас историк задержан на десять суток, адвоката и родственников к нему не пускают. Бирюков готовит жалобы по делу нескольких человек, задержанных также с помощью системы распознавания лиц.
Поиск по фото
По состоянию на сентябрь 2020 года в Москве было установлено порядка 200 тысяч камер с системой распознавания лиц. Они есть на улицах, станциях метро и в подъездах жилых домов. Технологию распознавания лиц разработала российская компания NtechLab. Сначала она запустила мобильное приложение FindFace, в котором людей можно было искать по фото во «ВКонтакте», а в сентябре 2017 года к системе распознавания подключили московские камеры наблюдения. В 2018 году NtechLab начала тестирование мобильной системы идентификации участников митингов совместно с МВД.
Сооснователь NtechLab Александр Кабаков рассказал The Bell, что компания является только поставщиком технологии распознавания лиц для московских властей. За данные о людях, которых ищет система, отвечает департамент информационных технологий Москвы. Кабаков предположил, что используются базы данных от полиции, Роспотребнадзора и других органов. В департаменте информационных технологий на вопросы The Village о том, как собирают информацию о горожанах, ответили, что это относится к компетенции правоохранительных органов.
В интервью Rusbase генеральный директор NtechLab Александр Минин сказал, что лицо можно распознать при перекрытии 40 %, то есть даже при наличии у человека мотоциклетного шлема и маски."
https://www.the-village.ru/city/situation/sistema-raspoznavaniya-lits-ischet-mitinguyuschih