Большинство споров вокруг путинских изменений конституции показывает, что спорящие их внимательно не читали (или прочитали и не поняли).
Отмечу несколько принципиальных моментов, которые упорно трактуют вкривь и вкось.
1. Поправки не сводятся к обнулению. Понятно, что ради этого все затевалось, но продлением полномочий Путина до 2036 г. дело не ограничивается. В процессе подготовки ко 2-му чтению в Госдуме поправки были переписаны так, что полномочия президента стали гигантскими по сравнению даже с ельцинской конституцией. Поэтому даже без обнуления за них нельзя голосовать.
2. В головах публики, к сожалению, засела пропагандистская ложь о том, что якобы часть полномочий президента в новой версии конституции то ли передаются другим органам власти (Госдума, Совфед), то ли сокращаются. На практике все ровно наоборот. Президент РФ получает огромные новые полномочия и становится фигурой близкой уже не к латиноамериканским диктаторам, а к императорам/президентам африканских бантустанов.
3. Итак, президент РФ по сравнению с ельцинско-путинской версией конституции 1993-2019 гг.:
А) фактически становится во главе исполнительной власти, т. к. на него возлагается "общее руководство" правительством РФ, а премьер-министр "несет персональную ответственность" перед главой государства.
Б)Новация о формальном праве Госдумы утверждать премьера и министров полностью нивелируется правом президента назначать вице-премьеров и министров правительства без согласия Госдумы. Если Дума трижды отклонит кандидатуру премьера, то президент теперь может ее не распускать и не назначать новые выборы, и все равно продавить своего премьера.
В)Полностью ликвидируется формальная независимость Конституционного и Верховного судов, которые де-факто подчиняются президенту. Глава государства наделяется полномочиями вносить в Совет Федерации представления о прекращении полномочий их председателей и членов (в настоящее время решение о прекращение полномочий членов КС может принять только сам суд, а полномочия судей ВС прекращаются либо в связи с истечением срока их пребывания в должности, либо досрочно по решению Высшей квалификационной коллегии судей).
Г)Генпрокурор теперь назначается президентом, а не Совфедом.
Д)Бывшие президенты по статусу приравниваются к действующему. Их теперь невозможно привлечь к ответственности без решений Верховного и Конституционного судов, поддержки квалифицированным большинством обеих палат парламента (раньше было достаточно простого большинства обеих палат парламента и представления главы СК).
Е)Раньше Дума и Совфед теоретически могли обойти вето президента и вынудить его подписать принятые ими законы, повторно проголосовав за документ квалифицированным большинством. Теперь президент может не подписывать принятые обеими палатами Федерального собрания законы, если подконтрольный ему Конституционный суд признает их не соответствующими конституции.
4. Якобы поправки отменяют приоритет международного законодательства над российским. Это не так. Ст. 15 конституции не меняется (и не может быть изменена по закону, для этого надо новую конституцию принимать) и по-прежнему гласит, что "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Внесена кривоватая и очень ограниченная поправка в ст. 79 - "Решения межгосударственных (а не МЕЖДУНАРОДНЫХ, это разные вещи) органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации"
http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/2fZyaW9dqV1AAEuvMfATCKONAcAbTdCa.pdf