Борьба за памятник тамбовским повстанцам

Dec 17, 2018 22:56


Отличный материал Ирины Байгуловой

"Двадцать лет в городе Тамбове идёт борьба за установку памятника Александру Антонову и участникам Крестьянского восстания. Двадцать лет в Тамбове органы власти решают задачу: забыть нельзя помнить - где ставить запятую? Для общественности этот вопрос давно решённый - забыть нельзя, памятнику быть!

О том, как всё начиналось и что происходит сейчас, рассказывают представители инициативной группы по установке в Тамбове памятника участникам Антоновского восстания.

Алексей Селиванов, председатель регионального отделения ВООПИК:

- Первую мемориальную доску в память тамбовского крестьянского восстания поставили в июне 1999 года на Набережной реки Цны, где по одной из версий захоронены братья Антоновы. Доска была снята неизвестными через две недели. Через год - 24 июня 2000 года на народные деньги был установлен памятный знак. Ночью 1 мая 2001 года и этот знак был демонтирован неизвестными. 24 июня 2002 года на этом же месте был открыт закладной камень памятника жертвам Крестьянской войны. В начале декабря 2010 года камень был демонтирован администрацией Тамбова под предлогом его очистки - по их версии кто-то нарисовал на нём свастику. Но возвратили его только в начале 2016 года после многочисленных обращений общественности. Летом 2017 года в селе Нижний Шибряй, на месте гибели братьев Антоновых была открыта памятная доска в честь павших лидеров тамбовского крестьянского восстания.

Лично я в движении памяти тамбовских повстанцев участвую несколько лет. Создал в соцсети «ВКонтакте» группу «Тамбовский партизанский край», участвовал в организации дискуссий о крестьянском восстании на Тамбовщине, 21 августа 2017 года в день начала восстания мы провели «День русской воли» в память об этом событии. В этом году провели его снова и договорились проводить его ежегодно.

Масштабы продразвёрстки того времени были таковы, что ставили под угрозу голодной смерти всех крестьян губернии и трудно представить само существование жителей современной Тамбовщины, если бы наши предки 98 лет назад не совершили свой подвиг, итогом которого стало изменение продовольственной политики всей страны (отмена продразвёрстки).

- Когда началось уже нескрываемое противостояние с органами власти? Почему одной из причин отказа в установке памятника, некоторые представители власти называют раскол общества? Разве не их отказ провоцирует такой раскол?

Алексей Селиванов:

- Как такового, открытого противостояния с органами власти нет. Их позицию, при которой они хотят сохранить нейтралитет, в т.ч. в своих обязательствах (к примеру, установка памятника повстанцам), трудно обосновать логически. Предположений можно вынести массу: большое количество бывших работников компартии в среде тамбовских чиновников, традиционный идейный нейтралитет, навеянный партией власти, страх оказаться между молотом и наковальней (нами и коммунистами), возникшие признаки левого поворота власти. Да и, в конце концов, страх перед самим образом тамбовского крестьянина, поднявшегося с лозунгом «в борьбе обретёшь ты право своё», показавшего, что простой русский мужик может заниматься самоуправлением и успешно пользоваться не только сохой, но и винтовкой. Этот факт народовластия может расцениваться современными чиновниками как акт гражданского неповиновения, на который, конечно, все имеют право, но это самое право для них «нежелательно».

На мой взгляд, сам раскол в обществе отсутствует. Ведь если присмотреться к нашим идейным оппонентам, то видно, что их противодействие решается сменой поколений, то есть, временем. Так как вопрос популяризации памяти тамбовских повстанцев нельзя рассматривать отдельно от других аспектов жизни нашего общества, с учётом назревающих общественных, политических, культурных и бытовых проблем, то можно увидеть не раскол общества на условных антоновцев и большевиков, а раскол между властью и обществом (и именно в таком порядке!).

Евгений Писарев:
- Прямого противостояния с властями не было, но было желание властей уравнять большевиков и восставших крестьян, превратить обе стороны в жертвы гражданской войны. Но большевики действовали от имени государства, пусть окончательно не оформившегося, но государства, а крестьяне отстаивали свое право на мирную жизнь. И я категорически против того, чтобы восставших считать жертвами - крестьянин, взявшийся за оружие, уже не жертва, а боец, участник Сопротивления большевизму. Именно это мы пытались донести до властей и до широких трудящихся масс. Против установки памятника антоновцам выступали лишь местные коммунисты и политические гопники. Они-то и совершали акты вандализма в отношении закладного камня. Что касается полноценного памятника участникам Крестьянской войны, то вопрос этот находится в подвешенном состоянии - власти по-прежнему боятся раскола в обществе. Памятник Ульянову-Ленину, который стоит на центральной улице города, власть не пугает. Хотя именно «вождь мирового пролетариата» стал вдохновителем уничтожения крестьянства как класса руками деклассированных бездельников и наёмников.
- Антоновцев и сочувствующих им советская власть преследовала до середины 50-х годов. Из инстинкта самосохранения тамбовчане относились к участникам восстания как к бандитам и с годами такое отношение вошло в привычку. В начале 70-х годов я работал в районной газете Кирсанова, в городе, где после Февральской революции Александр Степанович Антонов служил начальником местной милиции. Так вот многие кирсановцы относились к Антонову с сочувствием, ещё были живы те, кто помнил события начала 20-х годов. В то время я общался с местным краеведом, школьным учителем истории Фёдором Матвеевичем Лапшиным. Он собирал и записывал воспоминания свидетелей тех событий, а я по молодости и глупости не скопировал их. Тогда память о тех событиях была жива, а сегодня она безвозвратно утрачена. Однако в постсоветской России вышло немало исторических работ, посвящённых Крестьянской войне. Одна из самых значительных - сборник документов «Антоновщина», изданный в Тамбове в 1994 году и переизданный в 2007 году со значительными дополнениями. Среди краеведов популярна также беспристрастная, насколько это возможно, книга историка-архивиста из Борисоглебска Владимира Самошкина «Хроника Антоновского восстания».
В этом году в Тамбове вторым изданием вышла книга Владимира Попова об истории семьи Болтневых «Полюбившие Россию». Отец главного героя книги, Гаврила Болтнев, был активным участником антоновского восстания, и в книге приводятся скупые воспоминания его самого и его жены. После подавления восстания Гаврила Болтнев нелегально ушёл в Польшу, а его дети скитались по миру, пока не осели в США.

- На каком этапе сейчас находится борьба за установку памятника?

Алексей Селиванов:

- Наша инициативная группа начинает подготовку к 100-летию Народно-освободительного восстания крестьян Тамбовской губернии против власти Советов, которое будет 21 августа 2020 года. Мы готовим необходимую документацию для установки памятника тамбовским повстанцам. Нам нужен именно памятник - образ мужика с ружьём, олицетворяющий народную волю, а не просто памятные доски.

В те же годы, когда на Тамбовщине  повстанцы пытались отстоять свою мужицкую правду в борьбе с большевиками, разворачивалось крупнейшее Западно-Сибирское восстание крестьян. Сибирские крестьяне, как и антоновцы, выступали против продразверстки, хотели Советы без большевиков. Сумели захватить несколько городов. В Томской губернии воевал против большевиков бывший красный партизан Петр Лубков. Одним из последних отголосков нашей российской Вандеи стало трагическое и безнадежное Чаинское восстание 1931 года. Очень важно и у нас в Сибири увековечить этот опыт народного сопротивления. Чтобы помнить."

http://tv2.today/Istorii/Nepobezhdennye?fbclid=IwAR08DOrEUTJoe2_1qhXXrsqrGfdudvCP9jAEXuvoBh8rHO2xcP1X1spq--g

Тамбовское восстание

Previous post Next post
Up