Оригинал взят у
vol_majya в
Этнолингвистический конфликт в республике Татарстан: истоки, развитие, нынешнее состояние, перспектиhttp://www.apn.ru/index.php?newsid=36678 Определение явлению «этнолингвистический конфликт», наиболее характерному для данного российского региона с особым «национальным» менталитетом значительной части руководства, впервые дал [1] ныне покойный профессор, доктор социологических наук, многие годы известный и как председатель Общества русской культуры Республики Татарстан Александр Леонидович Салагаев (17.03.1952 - 18.07.2014) ещё в 2011 году, но истоки его исходят ещё к гораздо более раннему периоду - рубежу 80-х - 90-х годов конца XX века.
Тогда на волне внезапно раскрывшихся возможностей национального возрождения всех НЕ русских народов на просторах СССР и столь же, как внезапного, так и неуёмного желания представителей этих народов двигаться к возрождению, вопросы языка, культуры и религии стали главой угла этих процессов. В тогдашней Татарской АССР её лидер, а позднее - и первый президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев вместе со своей командой приложили массу усилий для создания на территории нового государства. И, хотя, русские вместе с другими не татарами здесь всегда количественно несколько превышали татарское население, идея «титульной» государственности татар - оказалась на тот момент гораздо более харизматичной, и абсолютно доминировала - альтернативы ей не было.
1990 году в Уфе 6 августа глава Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин сделал заявление: «мы говорим Верховному Совету, правительству Башкирии: вы возьмите ту долю власти, которую сами можете проглотить» [2]. И уже 30 августа 1990 года Верховный Совет Татарской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Татарской ССР. А 21 марта 1992 г. в республике Татарстан прошёл референдум, на который был вынесен один единственный вопрос: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?»
«Да» ответили 61.4% проголосовавших [3].
Почему такой высокий процент поддержки фактической независимости от России?
Или глубже: почему другие народы, прежде всего русские, не мешали татарам - что уж лукавить - строить «своё государство»?
На первый вопрос ответ, как представляется - весьма прост, он - чисто в экономических посулах от обретения республикой суверенитета. А именно, в то время в этом богатом нефтью крае в народ был запущен такой «убойный» посыл: «В Саудовской Аравии за счёт нефти каждый ребёнок рождается автоматически миллионером! И наши дети будут сразу рождаться миллионерами!» Вот эти воображаемые «младенцы-миллионеры» и застили собою все другие аргументы.
У кого сейчас татарстанская нефть - мы все знаем, но тогда этот высокий процент был, скорее всего, объективен - подтасовывать голоса как сейчас тогда ещё у нас не научились, как и прибирать к рукам нефть и прочую государственную и народную собственность - тоже не сразу.
На второй вопрос ответ тоже прост: «Татары знают чего хотят, а мы особо противопоставить ничего не можем - ну и пусть попробуют, нас-то никто не гонит.» Действительно - и в риторике, и на деле - открытого ущемления прав не татар было не видно, несмотря на позывы, исходившие от некоторых горячих татарских голов - но они не были у власти.
С тех пор, несмотря на правовые коллизии и весьма существенные изменения как во внутренней политике России, так и в настроениях в обществе, руководство республики использовало национальную карту и идею «суверенитета» по максимуму в отношениях с Москвой, выстраивая под эту стратегию различные конструкции.
Среди этих национально-территориально-суверенных конструкций языковая политика являлась все прошедшие годы наиболее важным элементом. Её внешний смысл - тоже весьма прост и понятен - поставить цель и двигаться к ней, чтобы регион стал двуязычным, для чего русский и татарский языки во всех измерениях были объявлены равными. С пожилыми эту идею реализовать трудновато - поэтому начали со школ, в которых законом РТ от 08.07.1992 N 1560-XII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" предписывается (ст. 9): «Татарский и русский языки в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования изучаются в равных объемах…» [4].
То есть «50 - на - 50», независимо от национальности, но вроде выглядит «по справедливости». И русские тогда думали, что ничего плохого, если дети в школах будут два языка учить, а потом ведь потом татарский, может быть, им пригодится. Да и возрождать его надо, татарам помочь, в советское время ведь он был «в загоне».
Но идея явно буксовала - несмотря на 5-6 уроков в неделю татарского в школах - русскоязычные дети осваивали его плохо, использовали мало, и после окончания через несколько лет в основном забывали как невостребованный.
По всей образовательной вертикали - от уровня регионального министерства образования и до конкретных школ был введён институт замов по национальному (читай - татарскому) образованию - для контроля, обеспечения, и т.д. Но и эта мера ощутимого результата не принесла, как и стимуляция учителей татарского, которые стали получать 15% надбавки «за знание второго языка» за меньшую, чем у всех остальных нагрузку, поскольку классы для них делятся пополам.
С другой стороны - откуда в регионе берутся часы на преподавание татарского языка? Только за счёт уменьшения объёмов преподавания других предметов - прежде всего русского языка. Вот, тогда в программной статье председателя Общество русской культуры г. Казани (ОРК) А. Л. Салагаева в октябрьском 1993 года номере "Известий Татарстана» была впервые опубликована идея создания в Казани русских гимназий [5]. Уже к середине 90-х ОРК удалось добиться постановления городских властей о создании в каждом районе Казани по одной такой гимназии, а в протоколе встречи русской общественности с первым президентом Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым (ноябрь 2002) уже записано:
«3. Образовать общественно-государственную комиссию по анализу и обобщению опыта преподавания в специализированных учебных заведениях с углублённым изучением русского языка, истории и культуры русского народа. На основании рекомендаций комиссии решить вопрос об открытии в Республике Татарстан подобного рода учебных заведений с соответствующим учебно-методическим обеспечением. (Министерство образования РТ, май 2003 года).
Однако данное поручение так и не было выполнено, а последние русские гимназии упразднены в Казани с нынешнего учебного года в результате «оптимизации».
Но с 2009 года проблема приобрела качественно иной характер, и именно это время можно назвать точкой формирования этнолингвистического конфликта в Республике Татарстан. Поводом стало введение ЕГЭ по русскому языка в качестве вступительного испытания при поступлении в вузы. И тогда русскоязычные родители вдруг поняли, что в то время, как они из кожи вон лезут, чтобы ребёнок освоил программу по русскому языку (в РТ - урезанному за счёт обязательного татарского) и вынуждены нанимать репетиторов, чадо посещает «совершенно не нужный и бесполезный» предмет - татарский язык.
Начались возмущения родителей, за короткое время в социальной сети «Мой мир» стихийно сформировалось сообщество «
РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛАХ ТАТАРСТАНА», быстро набравшее более 15 тыс. участников.
Посыпались обращения родителей и общественности об увеличении объёмов преподавания русского языка и об отмене обязательности татарского - во все инстанции. В начале 2011 г. в адрес президента Российской Федерации Д.А. Медведева было направлено коллективное письмо от русскоязычных родителей Татарии, собравшее около 2 тыс. подписей. А поскольку в регионе власти реагировать не собирались, 16 апреля 2011 г. в центре Казани недалеко от кремля прямо у здания регионального министерства образования прошёл первый и довольно масштабный митинг в защиту русского языка [7]. С тех пор уличные протесты родителей и русскоязычной общественности Татарии по данной проблеме стали регулярными. Имеют место и множество научных публикаций и публичных выступлений на различных форумах по данной проблеме, а многочисленным публикациям в различных СМИ уже вовсе нет числа.
Летом 2012 г. на проблему обратил внимание региональный премьер-министр Ильдар Халиков - провёл несколько совещаний, на первом из которых, с участием руководства ОРК и представителей русскоязычных родительских сообществ объявил, что признаёт проблему и намерен её решить. Был подписан соответствующий протокол. Однако уже осенью того же года стало ясно, что никаких системных решений по проблеме - не будет, что этот «шаг навстречу» со стороны региональной власти - всего лишь тактический ход для усыпления бдительности общественности, а премьер Халиков людей банально обманул. Только в нынешнем году Халиков покинул пост премьера республики, но совсем по другой причине - из-за краха региональных банков. Зато стал «главным энергетиком» республики - гендиректором АО «УК «Татэнерго». Вот так «отставка».
Таким образом, с осени 2012 г. этнолингвистический конфликт в Республике Татарстан в полной мере сформировался и укоренился. Сейчас, через 5 лет, его правильно разрешить возможно только кардинальными мерами «сверху», со стороны руководства России.
В чём же вкратце суть явления «этнолингвистический конфликт в Республике Татарстан»? Очертим её [8].
1. В Татарии на основании республиканского законодательства все школьники с 1 по 11 классы обязаны изучать татарский язык. Так как русский язык по Конституции РТ из государственного языка РФ переведен в «государственный язык республики», то он стал функционально равноправным с татарским языком и как следствие и русский и татарский должны изучаться в равных объемах. Эта логика заложена в законодательстве республики и именно так реализуется. На практике в образовании (но отнюдь не в повседневной жизни) искусственно создаются условия для расширения сферы функционирования татарского языка и ущемления русского языка, в частности, увеличение количества часов на преподавание татарского и уменьшение часов на преподавание русского. Также введено обязательное изучение татарского языка во всех детских садах в количестве 3 часов - всеми детьми не зависимо от национальности.
2. Русский язык в школах Татарии существенно урезан по объему преподавания по сравнению с другими субъектами РФ, в которых нет обязательности изучения государственного языка республики. В Татарстане независимо от насильственного навязывания изучения татарского языка оценочно 98% русских выпускников не овладевают им, не используют его. Все знания ограничиваются небольшим набором слов и устойчивых выражений на татарском языке, что вполне может быть освоено вне школы (как и происходило со старшим поколением - до введения принудительного двуязычия).
В результате законодательной коллизии в Республике Татарстан ВСЕ школьники массовой школы обучаются по учебному плану № 3 - для школ с родным НЕрусским языком обучения, т.е. по плану, предусмотренному для школ с обучением на татарском языке (татарских национальных школ) - на полностью «законном» основании.
3. При этом республиканская власть ложно позиционирует республику как идеальную модель межнационального согласия, одна из основ которой - двуязычие, которого в реальности - нет. С другой стороны, в отношении родителей, проявляющих недовольство данным положением, администрацией применяется подавление, намеки на последствия для детей, доходило до уголовного преследования, а само обсуждение проблемы (за исключением Интернета) - табуировано. В итоге (ведь, никто не желает проблем своим детям) русскоязычные родители запуганы и в подавляющем большинстве молчат. Тем не менее, небольшая часть недовольных осмеливаются участвовать в различных мероприятиях, последнее из которых прошло в Казани 22 апреля 2017 г. - митинг «Против языкового насилия!» (всего с 2009 года уличных акций протеста родителей русских детей против подобной политики в области образования в Татарстане прошло пятнадцать). Предмет «Татарский язык» всё более откровенно профанируется. Родителей русскоязычных детей никто не опрашивал - желают ли они, чтобы их дети получали такие образовательные услуги.
Таким образом, этнолингвистический конфликт в РТ сконструирован и поддерживается в состоянии накала региональной властью Республики Татарстан, возглавляемой Рустамом Миннихановым - единственным главой субъекта России, именующимся статусом «Президент», применяемым исключительно для данного региона наряду с существованием Президента Российской Федерации.
Решение данного регионального конфликта выходит на федеральный уровень с 2012 г., когда в декабре в Госдуме Российской Федерации в комитете по делам национальностей состоялись обстоятельные слушания по данной теме с привлечением экспертов и представителей родительских сообществ. В результате к июню 2013 г. был подготовлен, внесён на рассмотрение в государственную думу и поддержан многими депутатами «Законопроект № 292430-6 О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», который мог бы исправить ситуацию в законодательной плоскости, но, однако до нынешнего года так и пролежал в думе без движения. А в июне 2017 г. решением депутатов числом менее двадцати голосовавших проект был отклонён с подачи нового председателя комитета по делам национальностей думы депутата-единоросса из Татарии Ильдаоа Гильмутдинова, известного в качестве активного лоббиста интересов региональной власти республики, и в частности, сохранения языковой ситуации в регионе.
19 мая 2015 президентом Путиным проведено совместное заседание Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку, по результатам которого им даны соответствующие поручения [10]. Однако ключевые из них, в частности, о выделении русского языка и литературы в качестве самостоятельной предметной области - не выполнены до сих пор.
Новый толчок в направлении разрешения этнолингвистического конфликта в Республике Татарстан, и исправления языковой ситуации в целом по стране вновь дал президент России Владимир Путин. 20 июля 2017 г. на проводимом им в г. Йошкар-Оле Совете по межнациональным отношениям буквально в начале своего выступления он сказал:
«Хочу напомнить, уважаемые друзья, что русский язык для нас- язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя, он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Его знать должен каждый.
Языки народов России- это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки- гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, также недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации».
Однако в регионе Республика Татарстан отреагировали тут же, но весьма странно - дескать, президент имел в виду кого угодно, но не Татарстан [11].
На фоне многолетних протестов русскоязычных родителей, не желающих быть в этнолингвистическом конфликте пострадавшей стороной, региональные СМИ, подчинённые прямо или косвенно региональному «министерству правды» - Татмедиа - от нападок на родителей и русскоязычную общественность, распространённых в 2010-2013 годах, перешли к полному молчанию по проблеме. Но публикации в независимых, в том числе, федеральных СМИ, говорят лишь об усложнении конфликта и его разрешения.
22 апреля 2017 г. прямо на одном из митингов русскоязычной общественности и родителей была создана новая общественная организация - Комитет по защите русскоязычных родителей и учащихся в Республике Татарстан. Данный комитет совместно с ОРК подготовили структурированную на 7 разделов папку с документами на 147 страницах - для подготовки решения вопроса на федеральном уровне. Данная папка передана министру МОиН О.Ю. Васильевой прямо на августовском родительском собрании 30 августа 2017 г.
А двумя днями ранее вышло, наконец, поручение [12] президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам летнего совещания в Йошкар-Оле. В нём пунктами 3 и 4 конкретно значится:
3. Генеральной прокуратуре Российской Федерации совместно с Рособрнадзором провести проверку соблюдения в субъектах Российской Федерации положений законодательства Российской Федерации, касающихся обеспечения прав граждан Российской Федерации на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации.
Доклад- до 30 ноября 2017г.
Ответственные: Чайка Ю.Я., Кравцов С.С.
4. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обеспечить:
а) принятие мер по доведению объёма изучения обучающимися по основным общеобразовательным программам русского языка до уровня, рекомендуемого Минобрнауки России, а также по повышению уровня и качества освоения ими русского языка как государственного языка Российской Федерации;
б) изучение обучающимися по основным общеобразовательным программам родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, на добровольной основе по выбору их родителей (законных представителей).
Доклад- до 1 декабря 2017г.
Соответственно, Комитет по защите русскоязычных родителей и учащихся совместно с ОРК РТ готовит новую папку с документами - теперь уже для передачи в Генеральную прокуратуру в ближайшие дни. Одновременно в социальных сетях множатся потоки активности родителей школьников, доведённых до крайности. Группа комитета ВКонтакте за неделю удвоила число участников, их число уже подбирается к трём тысячам. Среди родителей лавиной распространяются образцы заявлений и инструкции об отказе от татарского языка.
В данных условиях региональное министерство образования вновь отреагировало на ситуацию весьма странным образом - в ночь с 7 на 8 сентября 2017 г. опубликовало «разъяснение» [13], в котором сообщило, буквально следующее: «призывы ... по отказу от изучения татарского языка, противоречат действующему законодательству и вводят в заблуждение родителей учащихся». Таким образом, министерство в регионе противопоставляет себя президенту Российской Федерации, региональная власть упорствует в сохранении давно устаревших национал-сепаратистских установок, одной из основных составляющих которых является языковая ситуация в регионе, этнолингвистический конфликт всё больше раскаляется.
Каковы перспективы разрешения этнолингвистического конфликта в Республике Татарстан? Именно разрешения, ведь иначе последствия не предсказуемы.
В худшем случае вопрос спустят в региональную прокуратуру, она «не найдёт нарушений», хотя в условиях стремительно нарастающей активности русскоязычных родителей ожидать этого сложно. Регионалы в этом случае «успешно соберут заявления» с родителей всех национальностей о согласии на обучение их детей по программам для национальных татарских школ. Межнационального конфликта русских и татар - не будет, поскольку уже сейчас наметилась устойчивая тенденция - на уроках татарского порой весь класс занимается чем угодно, только не данным предметом. «Нарисованная» тройка по татарскому станет понятной всем и ничего не значащей «галочкой».
Но, всё-таки, наиболее вероятен второй вариант - федеральные органы и лично президент России В.В. Путин, который, как известно, слов на ветер не бросает, обеспечат добровольность изучения национальных языков в Татарии и других регионах и достаточные объёмы преподавания русской филологии. Упор в изучении национальных языков будет сделан на их носителей и тех, кто желает учить эти языки - это является единственной эффективной мерой для сохранения языков народов, населяющих Россию.
Но в любом случае, русские татарам - не помощники в сохранении их языка. Теперь уже лет на двести - по причине неумной языковой политики региональной власти рубежа XX и XXIвеков.