И вот,
получается так, что ничего хорошего «при Путине»? Критика и критика. Нет, не так. Но начатое и недоделанное, выборочное и персонифицированное хорошее оказывается хуже плохого. Такова особенность восприятия, если не вдаваться ни в какие «глубины» и ограничиваться «особенностями восприятия», как велит со времен Суркова официальная кремлевская (политтехнологическая) доктрина. Подпорченная хорошая вещь раздражает сильнее, чем отсутствие хорошей вещи.
Относительно легко засадить дрянных девчонок или миллиардера, труднее справиться с обстановкой безнаказанности, которая по общему мнению царит в России вопреки всем сделанным посадкам.
Да, надо было посадить, надо. Не вопрос. Вторжение со своей пародией-ахинеей в церковь, в действующий храм, в произведение искусства другого масштаба времени, сложности и величия - это смешение стилей и уровней, это идентично подлому «здесь были Маня с Дуней, Путина долой», накарябанному поверх текста старой книги или фрески. Иначе говоря, варварство и дикость. Дикарей же всех видов надо изолировать. Но тогда вопрос - почему не сидят вот те, те и те. Обворовывать государство - еще большее кощунство, гораздо большее, чем песенки и пляски в соборе. Это такое же проникновение примитивного и быдлячьего туда, где ему совершенно не место.
И вот эта героическая посадка трех хрупких девок и вот это показное бессилие укоротить тех, кто украсил бы скамью подсудимых намного ярче, слишком резко контрастируют друг с другом. Нет никакого смысла сажать Ходорковского, если отсутствует способность посадить также Абрамовича и «всех прочих». Эта половинчатость сродни бомбе замедленного действия, которая когда-нибудь да сработает, слегка зажжённый и тлеющий огонёк анти-олигархичности разгорится (уже полыхает, не на площадях, а в головах и коммуникационных средах, подбираясь к тому, кто его зажёг). Ходорковский, посаженный в одиночку за всех, приобрёл совсем другое, незапланированное значение почётного великомученика и стимула к стихийному продолжению одновременно.
От управы на мегаолигарха как символической акции устрашения эпохи первого пришествия до управы на нынешних сиделиц в графе аналогичного мероприятия, задающего тон нового явления царя народу: а народ-то, почесав голову, говорит: «мельчаем». И «елита» о том же кумекает.
Те, кто советовал Путину: посади, подставили его, убедив контрастно подчеркнуть свою слабость. «Нашёл, кого сажать…»
По сути, для Путина это был пат. Сажать нельзя. Не сажать тоже нельзя (на этот счет хвататает резонов, включая, о чём уже говорилось - не мною - риск аналогичных провокационных выступлений на площадках других конфессий).
Есть, правда, один ход, который спасает конфигурацию, нагружая её иной версией смысла: посадив одних, выпустить другого. Тогда происходящее будет расценено не как признак слабости, но как символический жест смены приоритетов.