Как ценитель романской архитектуры не могу забыть церковь св. Эвфимии в Сполето, шедевр стиля, воплощающий всё, что мы в нём любим. Фотографии опять же не слишком удачны, они не передают впечатление, которое получаешь, находясь там внутри. Контраст чрезвычайной компактности и чрезвычайной нагруженности помещения - первое, что бросается в глаза, когда входишь. Зачем вообще столь странное сооружение, воздвигнутое с такими затратами материала, где способно поместиться лишь очень ограниченное число людей? Кому и как оно пришло в голову? А потом начинаешь понимать смысл этой зоны высокого давления.
Это то место, куда можно приходить, чтобы «укрепиться духом» (для чего есть смысл вернуться на какое-то время в лангобардский XII век).
В небольшом романском храме мощь камня доведена до предела. Если тех, кто тут когда-то строил, вдохновляло нечто религиозное, то это был культ направляющей твердости, если его можно так назвать. Узкое пространство центрального нефа в сочетании с колоннами работает накопителем энергии. Это каменный лазер в состоянии накачки, который пока не выстрелил. Концентрация непреклонности вокруг может восприниматься по-разному, но кого не подавляет каменная мощь, разлитая в воздухе, тех она делает сильнее. Место, безусловно рекомендованное к посещению в случае визита в Сполето.
Отдельный пункт - роль вот того человека в алтаре, на самом острие стрельбового канала, прибитого к перекрестию своей божественностью. В какой-то мере здесь, под сводами, хранится некая история о нём.
Вот она. Как утверждается, св. Эвфимия настояла на догматическом протоколировании этой встречи: твердого и мягкого, абсолютного и просто_человеческого в единой личности. Обозначая тем самым цель. Тот, кто там преграждает путь окаменевшей лангобардской ярости, символически принял на себя удар. Но он же его и нанёс.