![](http://ic.pics.livejournal.com/rightview/27138007/20568/20568_600.jpg)
Январскую Италию не представить без композиций, именуемых presepio (или presepe, что-то вроде кровать, кроватка), как Россию без наряженных елок. Это сцены рождения Иисуса, выполненные в ландшафтах разных территорий и с набором окружающих фигур, подсказанным полетом местной фантазии. Фактически это такая «локализация» Рождества, в зависимости от того, что понимается под «локусом» организаторами presepio. В России место рождения Христа издавно именовалось «Святой Вертеп». Это слово применяется и к тому расширенному толкованию такого места, которое являет собой presepio, и к отечественной версии той же традиции. Вертепы выставлены в самых разнообразных местах. Например, в маленьком вокзальчике Сполето под вертеп отведена отдельная комната. Правда, она была закрыта, взглянуть на композицию не удалось.
![](http://ic.pics.livejournal.com/rightview/27138007/20756/20756_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/rightview/27138007/21081/21081_600.jpg)
Обратим внимание на третью строчку в списке названий места рождения Христа: поляки отличились.
Из всех увиденных современных решений мне больше всего понравилось presepio где-то в Сполето, именно потому что там так удачно передана загадочная картина вертикальной структуры средневекового италийского городка с башнями, высотными мостиками, античными руинами, каковым является и сам Сполето.
![](http://ic.pics.livejournal.com/rightview/27138007/21436/21436_600.jpg)
Китайско-индейско-эскимосским presepio отметился кафедральный собор Рима - Латеранский:
![](http://ic.pics.livejournal.com/rightview/27138007/21868/21868_600.jpg)
А это версии различных римских церквей.
![](http://ic.pics.livejournal.com/rightview/27138007/22116/22116_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/rightview/27138007/22706/22706_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/rightview/27138007/23114/23114_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/rightview/27138007/24100/24100_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/rightview/27138007/24721/24721_600.jpg)
Отцы-иезуиты постарались. Композиция из огромного римского собора св. Игнатия имеет соответствующие масштабы. Она создает чувство не локальности и уюта, но, напротив, больших пространств, уходящих «куда-то в горы», чуть ли не за горизонт. Наблюдатель, попавший в храм ордена, видит сцену со значительной высоты:
![](http://ic.pics.livejournal.com/rightview/27138007/23363/23363_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/rightview/27138007/23614/23614_600.jpg)
Ну и наконец самое интересное, ради чего главным образом «вводился контекст». Давайте еще раз всмотримся в эти фигуры. Старейшее presepio из базилики Санта Мария Маджоре. Изначальная работа Арнольфо ди Камбио с последующими доделками более поздних веков. Мадонна с младенцем и волхвы XIII века. Лики другого мира, который так похож и не похож на наш.
![](http://ic.pics.livejournal.com/rightview/27138007/25081/25081_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/rightview/27138007/25221/25221_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/rightview/27138007/25428/25428_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/rightview/27138007/25813/25813_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/rightview/27138007/26048/26048_600.jpg)