Бюрокрадость

Jun 05, 2011 12:03


Бюджет заточен на удовлетворение материальных потребностей чиновничества: расходы на госаппарат растут за счет социальных статей В среду были приняты поправки в федеральный бюджет на 2011 год. Депутатам предстояла приятная, в общем-то, работа: согласиться с предложениями Минфина о распределении очередной порции нефтедолларов.
Доходная часть нашего бюджета увеличилась на 1, 459 трлн. рублей из-за прогнозируемого роста мировой цены на нефть с $75 до $105 за баррель, и дефицит, как следствие, сократился с 3,6 до 1,3% ВВП.
Еще немного, и правительство забудет, что есть и другие, не столь ненадежные способы уменьшить дефицит. Например, сократить расходную часть, урезав финансирование госаппарата, содержание которого в 2011 году обойдется стране в 16 248,7 млнруб.

Депутаты и чиновники отлично понимают, что уменьшить расходы можно в том числе за счет сокращения общегосударственных расходов, значительную часть которых составляют расходы на финансирование деятельности президента и премьер-министра, центральные аппараты всех органов власти, деятельность парламента, некоторые некоммерческие организации и государственные СМИ. Однако в итоге финансирование этой статьи только увеличивается.
При подготовке федерального бюджета 2009 статья «общегосударственные вопросы» выросла в сравнении с 2008 годом аж на 41,4%. В 2010 и 2011 годах Минфин планировал ее уменьшать, но она вопреки всему продолжала расти примерно на 8% ежегодно.
В 2011 году общегосударственные расходы увеличились на 63 млрд рублей (на 7,9% больше чем в 2010 году), а финансирование, к примеру, раздела «Социальная политика» - уменьшилось на 37 млрд руб. (на 11,3% меньше показателя 2010 года). Приоритеты государственной политики - очевидны.
Что же обеспечивает стабильный рост «общегосударственных расходов»? В последние два года существенный вклад в общие траты внесла госкорпорация «Олимпстрой». Только в 2010 году ей было выделено 102 млрд. рублей.
Кроме того, в 2011 году значительно увеличится подраздел «проведение выборов и референдумов». Оно и понятно, в декабре предстоят выборы сначала Госдумы, а потом - президента.
Но это только вершина айсберга. Мы решили влезть внутрь разделов и посмотреть, как распределяются средства, выделенные на общие государственные вопросы и на социальную политику между разными министерствами и ведомствами.
Для начала немного теории.
Из статьи «общегосударственные вопросы» (как называется она по бюджетной классификации) финансируется: «жизнедеятельность» на своем посту президента России, функционирование высшего должностного лица субъекта России и муниципального образования, обеспечение законодательных органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований, обеспечение правительства, высших органов исполнительной власти, местных администраций, судебная система, деятельность финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового надзора, проведение выборов и референдумов, международные отношения и международное сотрудничество, фундаментальные исследования, резервные фонды, прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов и другие общегосударственные вопросы.
Расходы на «общегосударственные вопросы» за 2011 год составляют 800,2 млрд рублей.
По статье «социальная политика» проходят расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства, прикладные научные исследования в области социальной политики и «другие вопросы в области социальной политики».
Расходы по статье «социальная политика» в 2011 году составляют 2,94 млрд рублей.
Но на практике мы видим, что никакой рациональной взаимосвязи между размером и функциями ведомства и объемом его трат на общегосударственные вопросы не наблюдается. (См. Таблицу 2.) Можно ли поверить в то, что содержание аппарата минобороны обходится в 4 миллиона рублей в год, а Генпрокуратуры - и вовсе в 305 тысяч, когда по линии МИДа расходуется на общегосударственные вопросы более 36 млрд, а Центризбиркома, к примеру, более 23 млрд? При этом расходы на содержание центрального аппарата и управление проходят у Генпрокуратуры по статье «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и составляют около 34 млрд. рублей. Еще более сюрреалистично выглядит поведомственная роспись расходов на социальную политику (Таблица 3). Та же Генпрокуратура берет на себя более 7 млрд «социальных» расходов, а Минобороны - и вовсе 150 млрд. Вообще, бремя соцрасходов не несут на себе только Росрыболовство, Центризбирком и… Госдума.
По статье «социальные расходы» ведомств должны проходить те социальные выплаты и гарантии, которые ведомство предоставляет своим сотрудникам, в том числе различные льготы, индексация заработной платы и отчисления на прибавку к пенсии для госслужащих. В реальности значительную часть социальных расходов представляют собой завуалированная поддержка ведомств, в том числе и силовых. Таким образом, понятно, что далеко не все расходы на нужды чиновников проходят по статье «общегосударственные вопросы».
При этом, по данным ежеквартального отчета о зарплатах и численности чиновников в федеральных органах власти Росстата, численность чиновников, как и их зарплаты неизменно растет, при всех заявлениях о сокращениях. С декабря 2009 года Госдумой введен законодательный запрет на индексацию зарплат чиновников (продлен до 2014 года), несмотря на который зарплаты все равно растут. Например, в Минобразования по сравнению с первым кварталом зарплата выросла на 129,5%, Минкультуры - на 122%, а в Федеральной службе по финансовому мониторингу отмечен рост на 138%. Но «рекордсмены» по суммам в расчетных листках сидят в администрации президента - зарплата в среднем около 86 тыс. рублей, что выше чем в правительстве.
Наконец, и сокращение дефицита бюджета, за которое так борется Минфин, происходит за счет наполнения живыми деньгами обязательств, принятых на себя государством, в том числе - перед бюрократами.



Мнения экспертов
Антон Сафонов, аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе»:
- Расходы бюджета будут расти, другой вопрос, что они должны быть эффективными, а темпы их роста не должны быть очень высокими. Считаю, что рост расходов на госаппарат связан с тем, что фактически сильного сокращения количества чиновников не происходит, а их заработные платы растут.
Различные ведомства получают по этой статье совершенно разные суммы. Здесь необходимо понимать, какие именно расходы скрываются в этой статье. Например, МИД может получит финансирование на международную деятельность, то есть содержание посольств и т.д., в то время как Минфин должен заниматься обслуживанием государственного и муниципального долга.
Оксана Дмитриева, депутат Госдумы:
- «Общегосударственные вопросы» - очень сложный раздел. Помимо расходов на госуправление, он включает в себя, например, расходы на фундаментальные исследования, науку, прикладные исследования, которые не относятся к отраслям, и то, что невозможно распределить по другим разделам. В том числе помощь банковскому сектору. Так, в 2011 году через него прошло 62 миллиарда имущественного взноса во Внешэкономбанк. Сложность его структуры позволяет проводить довольно сомнительные бюджетные траты.
Ольга Осипова
26.05.2011
 

власти, дума, депутаты, бардак, коррупция, беспредел, бюрократия, экономика

Previous post Next post
Up