Оригинал взят у
baranovsky_a в
Лефортово одно на всех. «В тот день люди выйдут толпами, чтобы узреть свои деяния.
Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его.
И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его»
(сура «Землетрясение», аяты 6-8).
В тюрьме нет национальностей. Есть только «красные» и «черные». Те кто с нами, и те кто с ними. И в холле Лефортовского изолятора, куда родные и близкие арестантов приносят продукты, национальностей тоже нет.
Уже почти два года я обиваю порог этого заведения. Здесь были и негры, передающие своим братьям в неволе в промышленных масштабах бананы, здесь были и плохо говорящие на русском, но хорошо одетые, таджики, и прибалты, оказывается отлично помнящие русский язык, и молдаване, и кавказцы в ассортименте, и русские. И все они как то исключительно вежливо и подчеркнуто тактично всегда относились друг к другу. Помогали подносить тяжелые сумки женам и матерям заключенных, уступали место в ожидании очереди старшим, сочувственно делились опытом и маленькими лефортовскими секретами с вновь прибывшими. Всех нас объединила одна беда…
Борьба с предрассудками и пытками.
Чеченцы - брат и сестра Апти и Айшат Магмадовы находятся в СИЗО «Лефортово» с января 2010 года. Чуть раньше - с ноября 2009 года там же сидят русские муж и жена Никита Тихонов и Евгения Хасис. Мы давно познакомились с матерью Магмадовых - Тамарой Маирбековной, но вся схожесть наших историй выяснилась только недавно, когда я решил написать об этом деле.
Первым с Тамарой Магмадовой познакомился отец Никиты Тихонова Александр Николаевич, а потом уже и я. Тамара Маирбековна пожаловалась Тихонову-старшему на то, что зрение у ее 22-летней дочки Айши упало уже до -10, а лечащего врача до нее в тюрьму не допускают. Александр Тихонов позвонил журналистке Зое Световой, которая в рамках мандата ОНК посещает заключенных «Лефортово» и попросил посетить Айшу Магмадову. Как потом рассказывал Тихонов, Зоя Феликсовна его внимательно и очень удивленно выслушала, после чего сказала «Спасибоооо» и отключилась. Видимо, она как и многие другие либералы все еще по-прежнему считает, что националисты едят детей и измеряют черепа, а такие чувства как сочувствие и сострадание чужому горю для них недоступны… Как бы то ни было, но и после посещения инспекторами ОНК Магмадовой, добиться разрешения на осмотр её врачом пока что не удалось. Мать боится отслоения сетчатки глаза и что Айша потеряет зрение.
Старшего брата Айши - 32-летнего Апти Магмадова по словам его матери постоянно избивали на допросах во время следствия и после окончания оного - перед судебными заседаниями. Избивал, печально известный следователь ФСБ Фисюков А.В. Тот самый, который
избил Антона Мухачева как известно от его адвокатов за то, что тот
рассказал общественности в своем блоге о пытках, которые применяются к Апти Магмадову. После того как Мухачев придал огласке эти факты, сообщил о них Андрею Бабушкину, который так же посещает «Лефортово», Апти Магмадова прекратили избивать, а его матери впервые после года заключения разрешили свидание с сыном…
Одна схема и для русских, и для чеченцев.
Слушая Тамару Маирбековну, я на протяжении всей нашей беседы никак не мог отделаться от ощущения дежавю. Дело Магмадовых сфабриковано по той же схеме и практически теми же самыми людьми (из тех же подразделений), что сфабриковали дело Никиты Тихонова и Евгении Хасис, дело Антона Мухачева и его жены Ольги Касьяненко-Мухачевой. Схема, применяемая борцами с «экстремизмом» до безобразия проста и эффективна: рычаг на любого мужчину - его любимая женщина, жена или сестра, мать, далее угрозами расправой над женщиной выбивается признание-самооговор и скрепляется это все лже-свидетельствами друга-предателя, сидящего на крючке у спецслужб. В деле Тихонова/Хасис - это Горячев, в деле Мухачева - Хомяков, в деле Магмадовых - Хасан Арсигираев. Никаких объективных доказательств вины подследственных нет, есть только вышеуказанное, сдобренное обильными домыслыми, предположениями и вольным трактованием фактов следствием. Так Федеральная Служба Безопасности заботится о безопасности государства, а суды берут под козырек - ФСБ ведь, забывая о том, что суд у нас типа независимая ветвь власти.
Наверное, мне не везет, и в ФСБ действительно есть суперспецы, которые борются со шпионами, коррупционерами и бандитами, но за свою журналистко-правозащитную карьеру я о таких слышал только как о неких легендах, которые существуют где то там, но никак не здесь, не в нашем мире, не в нашей жизни. А те ФСБшники, чей след попадался мне на глаза непосредственно, ассоциируются у меня почему-то исключительно с царем Мидасом. Это тот, который к чему бы он ни прикасался - всё превращалось в золото. Только в руках этих людей все превращается в другую субстанцию…
Раньше негласно мы («Русский Вердикт») уже помогали дагестанцу Альберту Сааеву по просьбе его жены Шахри. Когда Сааев (хакер, взломавший чеченские правительственные сайты) был этапирован в Чечню для неких следственных действий, и имелась реальная опасность, что оттуда он уже не вернется, в том числе при помощи наших связей за его «командировкой» было установлено пристальное общественное наблюдение, и вскоре хакер живым покинул Чеченскую республику. Примечательно, кстати, что Альберт Сааев работал в той же компании - 1С-БИТ гендиректором, где работала и Евгения Хасис, арестованная на полтора месяца позже него. Так вот тесен мир. Дело Сааева, как и дело Магмадовых, Мухачевых, Тихонова/Хасис - так же вело ФСБ РФ (напрямую или в качестве оперативного сопровождения).
Дело Апти и Айши Магмадовых: показать то, что скрыто.
Апти Магмадов обвиняется по двум статья Уголовного кодекса - участие в незаконном вооруженном формировании (ст. 208, ч.1, 2 УК РФ) и содействие террористической деятельности (ст. 205.1 ч.1 УК РФ) в виде вербовки некоей литовки Эгле Кусайте, которая, как утверждает следствие, должна была устроить самоподрыв на территории Чечни. Айша Магмадова обвиняется только по второй статье - именно она общалась с Эгле в интернете.
Когда я
писал об этом деле в газете «Взгляд» на основании пресс-релиза силовиков, я никак не мог предположить, что еще раз вернусь к этому делу, но уже совершенно в другом качестве. Не в качестве журналиста-новостника, но в качестве человека, пытающегося разобраться что же там былo на самом деле, эдакого Левковича, которому не всё равно… И вот уже выясняется, что Апти «признавался» в участии в НВФ в обмен на то, что Айшу не будут трогать, в переписке Айши и Эгле никогда не упоминалось ничего противозаконного, а Эгле Кусайте о теракте говорила под пытками и психотропами. Более того после ее ареста в Литве в сентябре 2009 года, когда она начала давать «признательные» показания, Магмадовы никуда не сдвинулись из своего дома в Подмосковье, поскольку ни к чему противозаконному отношения не имели и не видели смысла прятаться, надеясь, что «там разберутся». Так они и жили еще несколько месяцев ни о чем не подозревая и не прячась, пока 19 января 2010 года в их дверь ни постучал спецназ…
Итак, ниже мой разговор (язык не поворачивается назвать это интервью, хотя мы и писали это по взаимному согласию на диктофон) с Тамарой Магмадовой о том как арестовывали, и в чем обвиняют ее детей. У этой чеченской женщины двое детей находятся в тюремных застенках и двое пропали в Чечне… В частных беседах ФСБшники признают, что Айшат держат в заложниках только потому, что боятся, что она уйдет в леса и станет смертницей, мстя за братьев. Тамара Магмадова только руками разводит в ответ на это: «Не для того Айша закончила МЭСИ с одной четверкой, чтобы в леса уходить»…
- Было какое то давление на ваших детей после ареста?
- Апти куда то возили, били по животу, на голову пакеты надевали, душили. Это все в Москве было после задержания. Мы в Подмосковье тогда жили, в Кратово у нас был дом. Как судебное слушанье, он на суде это рассказывал, каждый раз перед заседанием возили куда, били, или прямо в кабинете Фисюкова и на голову пакет надевали, душили.
- А психотропы кололи?
- Насчет этого он ничего не говорил. Но у него остеомиелит - заболевание костного мозга после автокатастрофы, его оперировали дважды в Перу, мы там жили.
- Когда Апти и Айшат были задержаны?
- 19 января 2010 года и с тех пор они находятся в Лефортово.
- Сколько у вас всего детей?
- Четверо. Апти 1979г.р., Адам 1983-го, Али 1984-го и Айша 1988-го. Айша родилась в Туле, у нее московская прописка, она окончила 34-ю школу в Удельной Раменского района, потом колледж МЭСИ, в 2006 году поступила в МЭСИ на факультет «Финансы и кредит», закончила его с одной четверкой. Из Чечни мы уехали еще в 1985 году. С тех пор жили в Туле по 1994 год. В 94-м году вернулись в Чечню - в марте поехали, а в ноябре война началась. В 97-м году Апти поступил в университет в Москве, в 99-м году переехали в Подмосковье. С тех пор в Чечню только я иногда ездила проведать маму, а дети все время тут были или заграницей. Первый раз к родственникам они поехали в 2009 году. В 2003 году Апти и Адам уехали в Испанию, потом в 2005-м - в Перу. Али в 2007 году уехал в Перу. Там в Перу у Апти бизнес был, паркетный завод, пилорамы, деревообработка и т.д. В 2008 году Адам вернулся в Россию, и в ноябре 2008-го поехал к нашим родственникам в Чечню и там пропал. Через несколько дней его нашли еле живого… Его выбросили, думали что он умер. А он выжил. Его сильно мучали, спрашивали где он был все эти годы, подозревали, что «из лесу вышел», издевались над ним…
- К кому он попал, к кадыровцам?
- Не знаю, к кадыровцам или к федералам. Заставляли признаться, где он был все это время. Он говорил что у него авиабилеты, визы, вид на жительство в Перу, бизнес заграницей - позвоните проверьте, а они не верили, говорят ты у боевиков был. Какие то имена спрашивали. Пытали страшно. Такие жестокие, говорит, ни в каком страшном кино не видел. Его в Перу в джунглях дикари однажды захватили, так они и то гуманнее были, чем эти… Адам часто потом задавался вопросом, если бы я их сейчас нашел, был бы я к ним таким жестоким? Может и сейчас он снова задержан и где то содержится, не знаю…
- Что было после того как Адам вернулся из плена?
- Он почти полгода после этого в Подмосковье с нами жил. Учился, собирался жениться. В начале апреля 2009 года с Адамом и Апти мы снова поехали в Чечню к родственникам. В конце апреля Али тоже приехал в Чечню. Я там тоже с Айшой в то время была у родственников наших. А через неделю Адам и Али пропали. У нас квартира на улице Первомайской в Грозном, мы там ремонт делали, чтобы Адам с будущей женой жили. А потом на утро мы должны были встретиться, но их на Первомайской не было. Апти потом мне рассказывал, что они срочно уехали по бизнесу куда то в Находку, я говорю «как так, даже не попрощались», Апти, думаю, догадывался что что-то случилось, но не говорил мне чтобы не расстраивать.
- Что делал Апти, когда его братья пропали?
- В конце апреля - начале мая они пропали 2009-го года. С января по сентябрь 2009-го я и Айша были в Грозном, потом мы уехали в Подмосковье. Президент Кадыров говорил по радио и телевидению, что если у вас пропали родственники, и вы думаете что они ушли к боевикам, не ждите, пока мы их найдем - идите и сами ищите. Апти видимо и пошел искать. Мне он рассказывал что искал их и в Ростове, и в Астрахани, а сам как я теперь понимаю, искал их в лесу… Два или три раза он уезжал. А теперь его обвиняют в участии в незаконном вооруженном формировании.
- Какие доказательства участия Апти в НВФ?
- Несколько свидетелей, которых следствие готовит прямо в коридорах суда перед допросом у всех на глазах - что говорить, что отвечать… Ну и еще самооговор, который вырвали у Апти. Его еще дома заставили «признаться», если не скажешь что ходил-помогал-участвовал - мы Айшу заберем. А потом он только через два месяца узнал, что её тоже арестовали. Его увезли на одной машине и ее на другой следом. Как он узнал, что его обманули, дав «честное офицерское», так он тут же от этих «признаний» отказался и на суде об этом говорил…
- А когда Апти узнал, что сестру все-таки арестовали, ему не угрожали, что её в мужскую камеру поместят как это говорили Никите Тихонову в отношении его жены, чтобы он продолжал «признаваться»?
- Угрожали, что в Чечню её отправят. Но он уже больше им не верил…
- Как проходил арест?
- Апти били, пакетами душили, в 30-градусный мороз (январь месяц был) - все окна в нашем доме настежь были распахнуты, он в одних плавках голый на полу лежал. Это первый допрос такой у него был. Все у меня на глазах прямо. Дом у нас в Кратово был, снимали, теперь съехали - слишком дорого. Жена Апти как раз в это время в больнице лежала после родов. У Апти 7 детей на иждивении, я старшего потом целый год лечила, у него нервный тик был после ареста Апти. У нас дома 5 тыс. евро было - пропали. Больше ни в документах их мы не увидели. Айшу до гола раздевали, волосы распускали. Каждую книжку, каждую страничку пролистывали, собак приводили и больших и мелких, обнюхивали все, целый день с 5 утра до 5 вечера это всё продолжалось. Где наркотики, где оружие спрашивали. Мешки на голову надели, наручники, и увезли. Понятые были не наши соседи, кто рядом живет, а с собой они своих привезли. Я теперь рада, что хоть ничего не подбросили. Они, наверное, и так были уверены что что-нибудь найдут, а ничего не нашли. Все колеса нам спустили, когда уезжали, у мужа давление поднялось, инсульт…
- У Тихонова и Хасис при обыске тоже 17 тыс. евро бесследно исчезли… А что за свидетели у вас в деле?
- Главный - Хасан Арсигираев. Он покупал вещи для боевиков и через Апти, как утверждает, отправлял. Вещмешки, продукты, одежду и т.д. При этом Арсигираев на свободе, а Апти в тюрьме. Апти и Арсигираев друзья с детства, вместе росли в одном дворе. Другие свидетели - задержанные боевики из группы Абдул Халида, к которой якобы имеет отношение Апти. Когда их спрашивают на суде - привозил вам Апти Магмадов например электрогенератор, говорят нет, этот генератор у нас уже лет десять был и т.д. Мы слышали, говорят, что кто-то ищет братьев, но с нами его не было никогда…
- Слушайте, вот Кадыров сказал - ищите своих родственников. Искать, чтобы что? Апти зачем искал братьев?
- Искал, чтобы забрать и уехать обратно в Перу. У Апти был билет на самолет на декабрь 2009 года в Перу, но я настояла, чтобы он остался до того момента как его жена родит. И вот 19 января его арестовали, а жена накануне двойню родила…
- Вы знали о том, что Айшат общается в интернете с какой-то литовкой?
- Да, она много общалась в интернете. Про Эгле Кусайте я знала, она мне приветы постоянно передавала и я ей. Айша и Эгле дружили где-то с 2005 года. Она давно к нам в гости собиралась, но я Айше не разрешала её к нам приглашать. Тогда еще свежи были воспоминания о том, что в Чечне воевали литовские снайперы-наемники, и я как-то опасалась разрешать приехать к нам девушке из этой страны. А потом как то привыкла, что они дружат, и Апти тогда был дома и я в конце-концов разрешила ей приехать. Апти отправил ей тогда 500 долларов на дорогу. Она обещала приехать, устроиться на работу и отдать эти деньги. Она не хотела быть должна. Мой телефон и наш адрес, она просила разрешения дать их своей матери, чтобы её мать не беспокоилась где она и с кем. Эгле за чеченцем замужем в прошлом была и хотела изменить свое место жительства. Но до Москвы она так и не доехала, её еще там в Литве задержали.
- А на основании чего следствие делает заключение, что Эгле собиралась взорваться в России? Говорили о чем-то таком в переписке по интернету или телефонных разговорах Айша и Эгле?
- Нет конечно, единственно что они в конце писем бывало прибавляли Иншаллах - это что-то вроде «на все воля Бога». А дальше все строится только на первичных «признательных» показаниях Эгле. А потом она уже рассказывала, что ей спецслужбы угрожали, что если она не признается, то её подругу Айшат убьют, а так, дескать, если «признаешься» - всем лучше будет. Потом она поняла, что её обманывают, и отказалась от «признаний». Её даже из тюрьмы литовской выпустили, а моих детей продолжают держать.
- Получается, что история о том, что Эгле Кусайте должна была взорваться в России, основана только на словах самой Эгле от которых она вскоре отказалась? А есть какие то объективные доказательства подготовки к теракту, склонения ее к нему?
- Нет. Ни по телефону, ни по интернету ни о чем таком Айша с Эгле никогда не разговаривали, и в материалах дела этого соответственно тоже нет. Свидетель обвинения Арсигираев говорит, что те 500 долларов, которые Апти отправил Эгле на дорогу - он из леса от боевиков принес... Эгле задержали в сентябре 2009 года и тогда сразу стало известно, что она дает «признательные показания» - дескать собиралась взорваться, ехала по приглашению Магмадовых и т.д. Если бы они действительно готовили её к теракту, то конечно бы Апти и Айша тут же бы уехали - они же умные взрослые люди. Но они спокойно продолжали жить, учиться, работать и никуда не уезжали из Подмосковья, потому что знали что никакой вины за ними нет, закон они не нарушали. Уехали бы через Украину в Перу и всё. Айша собиралась в аспирантуру МЭСИ поступать. Мама Эгле нам звонила, рассказывала, что её дочь задержали и что с ней происходит. Потом сообщения появились и что её избивали, и что кололи ей какие то психотропы для получения показаний против себя и Магмадовых.
- Её били и допрашивали российские спецслужбы после того как взяли Магмадовых?
- Да, а литовского прокурора который разрешил ФСБ допрашивать Кусайте - отстранили от дела. (Генеральный прокурор Дарюс Валис принял решение поручить другому прокурору досудебное расследование по делу о причастности к терроризму гражданки Литвы Эгле Кусайте. До сих пор расследование курировал прокурор Юстас Лауцюс, - прим. А.Б.)
- Московский областной суд в котором слушается дело Магмадовых допрашивал Эгле Кусайте?
- Заочно. Она повторила, что оговорила Магмадовых под принуждением спецслужб. 31 августа у нас видимо одно из последних заседаний уже будет. Скоро приговор…
- А кто у вас следователь? Который так «блестяще» расследовал это дело?
- Фисюков и Смоляков - два следователя ФСБ.
- Тот самый Фисюков, который избил Антона Мухачева?
- Да. Пока Мухачев не написал в интернете и не рассказал правозащитникам о нас, мне больше года не давали свиданий с сыном, а его постоянно избивали. Потом Мухачев написал в интернет и Бабушкину из ОНК пожаловался и Апти перестали избивать, а мне дали свидания. Мухачева же избил Фисюков за то, что он вскрыл правду. Апти говорил Мухачеву: зачем ты это делаешь, у тебя и у самого проблемы, а ты еще мне помогаешь, но Мухачев все равно стоял на своем. Спасибо ему от меня, как от матери.
- Отец Никиты Тихонова просил за вашу дочь Зою Светову. Она была у Айши?
- Была. У Айши зрение упало до минус 10, и болезнь прогрессирует. В тюремном медпункте ей сказали, что медпомщь ей не нужна, а мы боимся, что у ней отслоение сетчатки произойдет и она вообще зрение потеряет. Просим разрешить врачу из НИИ глазных болезней прийти, но не разрешают. Незачем, говорят. Просили Руслана Хасбулатова помочь разрешение на допуск врача получить - я ему записку передала, когда была презентация его новой книги в «Библио-Глобусе», но ответа нет...
- Вы были у Андрея Бабушкина в Комитете за гражданские права?
- Да, однажды после часа ночи. Он на окраине Москвы в спальном районе прием ведет в позднее время. Когда возвращалась от него, малолетние скинхеды меня чуть не избили. Они на стенах что-то рисовали, а я в платке от Бабушкина возвращалась. Они что-то кричали, я убежала, догонять они не стали…
- Что-нибудь известно о Адаме и Али?
- ФСБшники мне говорили, что якобы Али убит, а про Адама вообще ничего не известно. Но они оба в розыске по-прежнему в Чечне, я знаю. Думаю, если бы Али был убит, из розыска бы его сняли…
Материал подготовил
Алексей БАРАНОВСКИЙ.
Релевантные ссылки:
Мать обвиняемых в вербовке Эгле Кусайте уроженцев Чечни заявляет о притеснении Магмадовых в "Лефортово". Чивас: в деле Кусайте появились документы, доказывающие участие ФСБ РФ в литовском следствии. Кусене: я согласилась, чтобы Эгле поехала в Москву.