Путин стремится использовать теракты в Бостоне для маскировки попыток Москвы подавить исламские повстанческие настроения на Северном Кавказе, которые становятся все более тревожными для Кремля.
Теракт в Бостоне 15 апреля привлек международное внимание к беспокойному Северокавказскому региону России. Президент Владимир Путин попытался воспользоваться бостонскими взрывами для оправдания своей политики на Кавказе и обеспечить поддержку США для «миротворческих» кампаний Москвы. В то время когда Кремль и Белый дом обсуждают усиление сотрудничества в сфере контртерроризма и разведки, Бараку Обаме следует обратить внимание на причины и последствия северокавказского конфликта, чтобы защитить интересы Запада.
От кризиса к расколу. Победа в Чечне, объявленная российским правительством весной 2009 года, оказалась пирровой. На самом деле конфликт перекинулся на некоторые соседние северокавказские республики. Несмотря на заявления Москвы, условия жизни во всем регионе и дальше ухудшаются: вооруженные столкновения, убийства, засады и взрывы стали почти обыденными явлениями.
Эскалация партизанского терроризма - прямой ответ на российский государственный терроризм на фоне подавления чеченской независимости и уничтожение военными и спецслужбами РФ десятков тысяч гражданских. Чеченский национализм и сепаратизм переросли в общекавказский протест - теракты по всему региону организуются религиозными и националистическими радикалами различных этнических групп.
Москва ответственна за радикализм и жестокость, ведь при ее грубых контртеррористических операций целые деревни подверглись репрессиям, а родственников подозреваемых повстанцев и дальше похищают, пытают и убивают. Против местных общин до сих пор применяется коллективное наказание, в случае если российские спецслужбы подозревают, что какое-то село приютило вооруженных бандитов.
В таких условиях военный джихадизма стал национальной идеологией для мобилизации населения, а систематические жестокости Российского государства против гражданских побудили людей к вендетте и обеспечили «кадрами» повстанческие движения. РФ сама навлекла на себя беду: чем более жестоко Кремль подавляет сепаратизм, тем вероятнее становятся раскол и даже потеря им Северного Кавказа.
Хаос распространяется также ввиду того, что каждую северокавказскую республику разъедают коррупция и нечистая на руку администрация, а также высокий уровень безработицы, скудное бизнес-инвестирование, повсеместная бедность в городах и селах и упадок системы социального обслуживания. Все эти факторы усиливают общественный протест против политики Москвы и республиканской власти - ставленников Кремля, которые не имеют демократических обязательств перед местным населением.
Теракты вместе с местными конфликтами за территорию и политическую власть и исламское религиозное влияние перерастают в региональные бунты. Повстанческие настроения накладываются на многочисленные территориальные споры между республиками и внутри них. За последние 10 лет усилились межэтнические конфликты за землю, ресурсы и властное представительство. В результате Москва оказывается в такой ситуации, что должна или отдать предпочтение одной из сторон конфликта, а значит, оттолкнуть другую, или не вмешиваться, а значит, все больше терять влияние в регионе.
Кроме бунтов в таких республиках, как Чечня, Дагестан и Ингушетия, РФ далжна противостоять усиливавшемуся черкесскому национальному движению на западе региона с участием абхазов, адыгейцев, кабардинцев и черкесов, которые активно требуют права на самоопределение. Исторически Краснодарский край принадлежал различным черкесским группировкам, прежде чем в 1864 году российские царские войска организовали геноцид и массовые выселения народа.
Активисты в России и за рубежом стремятся вернуть Черкесию на карту Кавказа и призывают всех черкесов к провозглашению единой идентичности и воссоединению трех населенных ими республик: Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Это привело бы к распаду последних двух республик и формированию нового автономного образования - потенциально первый шаг на пути к черкесской независимости.
Обжалование территориальных и политических претензий повлекло бы абсолютную неуправляемость всего региона, а московские попытки «нормализации» будут дорого стоить России и наконец не будут эффективными. Эскалация местных столкновений и борьба за самоопределение на Северном Кавказе также могут стимулировать бунты против Москвы в других регионах РФ, таких как Средневолжская республики Татарстан и Башкортостан, где преобладает мусульманское население.
Угроза русского национализма. Как ни парадоксально, главной угрозой для будущего РФ и удержания Северного Кавказа в пределах огромного государства является русский национализм. Манипуляции с сербским национализмом в бывшей Югославии в 1990-е годы продемонстрировали, как мобилизация якобы ущемлённых прав одной этнической группы может оттолкнуть другие и мобилизовать националистические настроения в их среде. Слоган «Россия для русских» стал обыденным, и если он будет иметь логическое продолжение, это приведет к расколу страны. РФ просто не может быть одновременно национальным государством и многонациональной империей.
После распада Советского Союза численность этнических русских на Северном Кавказе постепенно уменьшается, и сейчас во всех семи республиках русские формируют лишь небольшие меньшинства. В период с 1989 по 2002 год их доля в общей численности населения региона снизилась с 26% до 12-15%, или с 1 млн.360 тыс. (1989) до около 940 тыс. (в 2002). Между тем автохтонное население увеличилось с 66% до 80%, или 3,5 млн до 5,3 млн. Россияне и дальше выезжают из региона. По оценкам некоторых аналитиков, их доля в ближайшие 10 лет не будет превышать 2%, в то время как среди мусульманского населения уровень рождаемости, как и раньше, растет.
По итогам последней переписи 2010 года, этнические русские составляют менее трети населения всего Северокавказского федерального округа, включающего также Ставропольский край, где преимущественно и живут русские. В результате негативных демографических тенденций РФ будет трудно мобилизовать своих граждан для самообороны и защиты государства. Однако не исключено, что она будет манипулировать межэтническими конфликтами в регионе, выступая добровольным посредником или обеспечивая свое присутствие для предотвращения военных действий. Кроме того, может выбрать для себя роль, которую сыграла Сербия для пропавшей с карты Югославской Федерации, - призвать к изменению границ между республиками или к территориальному объединению с соседними регионами, делая необходимость защиты русских или местного промосковского этнического населения.
Даже в основном российском регионе - Ставропольском крае - растет количество мусульманского северокавказского населения. Это привело к распространению исламофобии среди этнических русских и, наконец, в нескольким жестоким стычкам. Таким образом сомнительной представляется политика Москвы относительно включения Ставропольского края в Северо-Кавказский федеральный округ. На фоне эскалации конфликтов все больше россиян будут иметь серьезные сомнения, стоит ли платить кровью и финансовыми потерями за попытки содержания упомянутого региона под контролем.
Московский самоубийственный контртерроризм
Контртерроризм РФ, собственно, и создал врага, которого Белокаменная якобы пытается побороть. По словам Джейкоба Киппа, ведущего эксперта по российской армии из Канзасского университета, российские военные больше склонны к военным преступлениям, чем западные, в связи с традицией, по которой каждую войну они рассматривают как «тотальную», поэтому нет никаких ограничений, когда говорится о потерях, расправы, нарушения прав человека и жестоком обращение с заключенными. Русская армия известна своими пытками и изнасилованиями, которые остаются безнаказанными.
В противостоянии повстанческой угрозе на Северном Кавказе Кремль выбрал такую ??стратегию: непосредственные методы, экономическая помощь и утверждение лояльных региональных лидеров, как чеченский режим Рамзана Кадырова. Однако эта политика обеспечила только искусственную стабильность и еще больше возмутило общественность, ведь в Грозный поступают большие средства, которые исчезают в казне коррумпированного правительства. И силы Кадырова не являются полностью подчиненными федеральной власти, их лояльность к Москве будет сомнительной в случае ухода его и Путина от власти. Они могут даже возглавить новую войну за освобождение Чечни от российской превосходства.
Москва сама создала определяющий прецедент сепаратизма для бывших советских республик в августе 2008 года, когда признала независимость Абхазии и Южной Осетии - проблемных территорий Грузии, к которым вторглась и которые отвоевала. Его можно использовать для оправдания и легитимации отделения собственно русских территорий, особенно на Северном Кавказе.
Многие национальные группировки могут настаивать, что принцип государственности для Абхазии и Южной Осетии теперь следует применять и к ним, а это прямой путь к конфликтам с соседями, меньшинствами, а также федеральной властью. Между тем РФ грозит потенциальный конфликт с Абхазией учитывая долговременную политическую и экономическую зависимость последней от Кремля и ее стремление к полному суверенитету.
Границы американо-российского сотрудничества
После взрывов в Бостоне российский и американский президенты заявили об усилении сотрудничества в сфере контртерроризма. К сожалению, в связи с этим есть две большие проблемы. Во-первых, российские и американские контртеррористические операции основываются на принципах, которые кардинально различаются между собой, а во-вторых, режим президента Путина сам оказывает государственный терроризм против невооруженных граждан.
Американские правоохранительные органы избегали любых взрывов или стрельбы в окрестностях Бостона, где скрывался один из террористов. Прежде всего они не хотели, чтобы пострадало гражданское население или было бесполезно разрушено чье-то имущество. Зато в похожей ситуации Россия организовала бы масштабные бомбардировки для очистки территории. А потом назвала несколько сотен гражданских жертв неизбежной ценой победы.
Яркие примеры безрассудной стратегии Москвы: нападение русских сил на захваченную террористами школу в Беслане (Северная Осетия) в сентябре 2004 года, в результате чего погибли 380 детей и учителей; проведенное российскими подразделениями отравления газом 130 гражданских лиц в московском Доме культуры для уничтожения террористов, которые удерживали заложников в 2002 году.
Москва имеет две основные причины для привлечения Вашингтона в борьбе с терроризмом. Во-первых, стремится использовать теракты в Бостоне для маскировки своих попыток подавить исламские повстанческие настроения на Северном Кавказе, обеспечив себе одобрение и поддержку американцев. Она хочет окрестить двух молодых радикалов, которые виновны в бостонской трагедии и имеют родственные связи в Чечне и Дагестане, «олицетворением международного терроризма» и общей угрозой для России и США.
Во-вторых, Кремль направляет сигнал: любые планы по срыву зимней Олимпиады 2014 года, которая пройдет в Сочи и на которую Путин поставил свою репутацию, будут подавляться в зародыше, соревнования пройдут без инцидентов. Он желает любой ценой избежать бойкотов и отмен, продемонстрировать стабильность и нормальные условия.
Следует также учитывать предположения относительно возможного стремления России распространить исламский терроризм в США с помощью, например, терактов в Бостоне, чтобы отвлечь внимание Запада от ее внутренних войн. Один из бостонских террористов в 2002 году провел несколько месяцев в РФ и мог пройти там соответствующее военное обучение. К тому же до сих пор неизвестно, действовал ли он сам или был завербован исламскими террористами или российским ФСБ. Тот факт, что кремлевские спецслужбы не поделились с ФБР важной информации своей разведки о террористе, может свидетельствовать об их пассивном или активном участие в терактах на территории Соединенных Штатов.
Лидеры «Кавказского эмирата» - главного исламского партизанского движения на Северном Кавказе, которые не стесняясь берут на себя ответственность за теракты, отрицают связь бостонских взрывов с любыми северокавказскими освободительными движениями. Вместо этого они указывают на Кремль. Российские спецслужбы не гнушаются вербовкой разочарованных молодых людей из упомянутого региона для проникновения в среду врага, ликвидации определенных лиц или других спецопераций.
Интересы Запада
Вероятность какого-либо участия или интервенции внешних сил или многонациональных альянсов на Северный Кавказ весьма незначительна, если только конфликты не будут угрожать дестабилизацией для других регионов. Конфликт или война в этом регионе вряд ли побуждает США или европейцев к международным усилиям - дипломатическому посредничеству или миротворческим операциям. Такие инициативы воспринялись бы как вызов для территориальной целостности России и могли бы привести к конфликту с Москвой.
Однако распространение вооруженных столкновений на территорию Южного Кавказа может затронуть интересы Запада, особенно если официальный Тбилиси или Баку попросит внешней военной помощи для защиты суверенитета и территориальной целостности своих государств. Это могло бы вызвать противостояние между Вашингтоном и Москвой.
Кремль пытался изолировать Северный Кавказ и ограничить влияние Грузии и Азербайджана в регионе. Он также стремится усилить влияние на Тбилиси, чтобы избавиться от его связей с южными республиками РФ. По мнению российских экспертов, Москва не сможет наконец контролировать Северный Кавказ, если не обеспечит себе там доминирование. События в Грузии после прихода к власти правительства Бидзины Иванишвили в октябре 2012 года лишили северокавказцев уверенности в будущей поддержке со стороны Тбилиси. Как ни парадоксально, это может еще больше радикализировать настроения населения региона, ведь повстанцы вряд ли будут искать помощи среди исламских стран и других мусульманских повстанческих движений.
Северокавказские страны, которые могут получить независимость и отделиться от РФ, будут сомнительными государствами. Их вряд ли примут в международные организации. Они будут «замороженными государствами», признанными несколькими странами, а их внутренние и этнические или территориальные конфликты с соседями будут оставаться нерешенными.
Сепаратистский процесс на Северном Кавказе будет иметь непосредственное влияние на соседние Грузию и Азербайджан. Он может привести к реализации дестабилизирующих сценариев, например распространение вооруженных конфликтов, наплыв беженцев или силовые попытки Кремля использовать или даже захватить территории стран Южного Кавказа. Не исключено, что РФ воспользуется угрозой раскола, чтобы подорвать территориальную целостность своих соседей и отвлечь внимание от собственных провалов. Взамен власти некоторых ее сепаратистских регионов могут искать поддержки Грузии и Азербайджана в противостоянии с Москвой.
Распространение конфликта также коснется ряда интересов Запада. Нестабильность в Грузии поставит под угрозу поставки каспийских энергоресурсов в Европу, а также может втянуть в конфликт Турцию (которая является членом НАТО) и спровоцировать новую войну между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах или даже втянуть Иран в распространение беспорядка.
Американскому руководителю предстоит выработать решительный и более креативный подход в деле Кавказа, чтобы не казаться сторонником репрессивной и регрессивной политики Москвы. Прежде президент США требовать от Владимира Путина открытие Северного Кавказа для западных журналистов, аналитиков, защитников прав человека, гуманитарных организаций и политиков, чтобы Вашингтон лучше понимал масштаб региональных угроз. После терактов в Бостоне стало очевидно, что нестабильность на Северном Кавказе может непосредственно затронуть интересы Запада.
Источник:
http://euroua.com/world/russia/2071-khaos-na-severnom-kavkaze