Несмотря на
серьезную подсказку, моя
загадка осталась неразгаданной, хотя мудрый
lev_m ответил почти правильно. На карте изображены (1) части территории США, закрытые для посещения советскими официальными лицами, (2) дороги, по которым означенные лица могут проезжать через закрытые территории не останавливаясь и (3) города на закрытых территориях, которые посещать можно.
Эта история началась 16 мая 1941 года, когда Наркомат иностранных дел СССР разослал всем посольствам в Москве ноту номер 140/Пр, о том, что впредь для любых поездок по стране сотрудники посольств должны просить разрешение, а часть территории страны для них закрыта (в числе прочего, этот факт мог бы послужить интересным аргументом в неутихающих спорах о том, готовился ли СССР к войне весной 1941 года, но почему-то не послужил). Ровно через три недели, 7 июня, США ответили полусимметрично, потребовав регистрации поездок, но не закрывая никакие территории. Еще через 2 недели Германия напала на Советский Союз, и на следующий же день, 23 июня, США отменили ограничения на передвижение советских дипломатов. СССР формально ничего не отменял, но на практике тоже ослабил ограничения для дипломатов союзных стран. Такая ситуация сохранялась во время войны и продолжалась после нее, пока посольства в Москве не получили новую ноту от 30 сентября 1948 года (1130/Пр), в которой было объявлено, что нота 1941 года остается в силе, а список закрытых территорий расширяется. За этой нотой последовали дополнительные, и к началу 1952 года для иностранцев была закрыта ровно половина территории СССР (в 1941 году начали с 40%):
Больше 3 лет, с 1948 по 1952 год, американцы не вводили ответных мер, а методично (и, я бы сказал, наивно) пытались убедить советское правительство, что закрывать свою страну от иностранцев не есть хорошо. Но убедившись в бесперспективности этого занятия, 10 марта 1952 года восстановили требование предварительной регистрации всех поездок советских дипломатов. То ли это помогло, то ли смена смотрящего над Кремлем, но 22 июня 1953 года СССР сократил размер закрытых зон от 50% до 28% территории страны. Однако, при внимательном рассмотрении оказалось, что сокращение - фиктивное: "открыли" то, куда всё равно нельзя было попасть (например,из-за полного отсутствия дорог). Плюс, в конце 1953 и в 1954 году список закрытых мест потихоньку расширяли. Поэтому, 3 января 1955 года правительство США смирилось с необходимостью симметричного ответа и впервые в истории страны закрыло часть территории для советских граждан.
Американские дипломаты продолжали уговаривать своих советских коллег отменить все закрытые зоны. Советские коллеги отвечали, что доложат кому следует. Кто следует 20 июля 1957 года закрыл открытый порт Владивосток и, заодно, весь залив Петра Великого. США заявили протест, закрытие залива нарушало уже международные нормы. СССР ответил, что будет рассматривать смягчение правил.
Внутри США университеты были очень недовольны запретами на поездки советских граждан. Визитеров из СССР в те годы можно было пересчитать по пальцам (буквально, их было несколько десятков в год) и многие университеты хотели их заполучить в гости. Поэтому, многие университетские города добавили в список разрешенных (проницательные френды сразу заметили обилие специально обозначенных университетских городов на карте, но не сделали правильных выводов;)
Университетское лоббирование привело к тому, что в 1961 году закрытые зоны для советских граждан отменили и оставили их только для советских официальных лиц, хотя в СССР закрытые зоны были закрыты для всех американцев.
К 1966 году закрытая часть советской территории уменьшилась до 23%, а 1988 году - до 13%. Однако, по подсчетам ЦРУ реально закрытыми оставались 98% советской территории:
США тщательно отслеживали изменения в советских закрытых зонах и открывали/закрывали точно такой же процент территории и в примерно таких же местах. Иногда это было результатом прямой торговли: "Откройте Выборг, тогда мы откроем Сан-Франциско" (открыли).
СССР закрывал не только землю и воду, но и воздух над ними. Поэтому, вплоть до конца 80-х годов, все пассажирские рейсы из японских в европейские аэропорты летели по одному из двух маршрутов: через южную Азию (с двумя или тремя посадками) или через Аляску и Северный полюс (с посадкой в Анкоридже):
В вышеописанной истории есть масса занятнейших подробностей, надеюсь кто-то когда-то возьмется об этом написать.
(По материалам архивов Госдепартамента и ЦРУ)