о вещах, к которым хорошо возвращаться

Feb 24, 2016 00:34

Открыла новый вид саундтрека к прогулкам - лекции Дмитрия Быкова о литературе. То, что я люблю: свойские, но без фамильярности разговоры о книгах и обширном контексте. Под эти разговоры особенно хорошо было гулять под снегом на выходных, как раз на часовую прогулку каждая лекция.
Первыми послушала четыре, про самое для меня интересное: об Агате Кристи (и богоискательстве), о "Шерлоке Холмсе" (и непознаваемости мира), о Стивене Кинге (и его ценности для русского читателя), о "Гарри Поттере" (и Евангелии). Что выбрать дальше, не знаю, но выбрать нужно, потому что хочу узнать - то ли у него все лекции такие хорошие, то эти удались благодаря явной любви рассказчика к жанру триллера и к условно детской литературе.

В какой-то из "детективных" лекций Быков упоминает, что первой книгой, которую он прочел сам, была "Муми-тролль и комета", лет пять ему было. Тут я не только обрадовалась, но и здорово удивилась, потому что была уверена, что муми-тролли появились на русском языке в мои пять лет и ни годом раньше - в сборнике "Сказочные повести скандинавских писателей", 1987, обложка в мелкий цветочек. Ну, тем лучше для русской культуры. В общем, сегодня нашла у Быкова и немедленно выслушала две лекции собственно о муми-троллях, совершенно прекрасные и с большой любовью читаемые. А еще он с самой Туве Янссон встречался.

Среди прочего Быков отмечает, как здорово Туве Янссон умеет нагнетать страх ("хорошая сказка - всегда детектив"). Говорит, что из "Муми-тролля и кометы", вполне возможно, выросла вся его любовь к жанру триллера - из фразы Ондатра в самом начале книги: "Это неестественный дождь", и из уютных спелых груш, которые стряхивают с дерева - и они складываются в рисунок кометы.
И вправду, сама вспомнила этот ужас: "...в воздухе что-то есть - какие-то предвестья... Совершенно несомненно - что-то должно произойти". Беги играй, малыш. Играй, пока играется!
И потом - всё страньше и всё зловещее признаки приближения кометы: горячий воздух, потрескавшаяся земля, пропавшие из губной гармошки звуки. И врезавшийся в память образ с авторской иллюстрации о переходе героев по дну высохшего моря.



(сейчас мне тут видятся ужасно-завораживающие ноги с "Искушения святого Антония" Дали, и еще немного - мир "Абарата" Клайва Баркера, хотя от Туве Янссон все это очень далеко).

Да, очень может быть, что мир муми-троллей - источник не только внутреннего моря, внутреннего дома, внутренней обсерватории и миллиона других прекрасных вещей, которые всегда с тобой, но и готовности в один прекрасный день посмотреть на небо и увидеть, что комета стала больше.

* * *
Оттуда же, из уклада Муми-дола, напомнил Быков, - пить кофе. В любой непонятной ситуации - пить кофе. Например, на крыше дома, затопленного при наводнении. Очень скандинавский, северный метод. А еще верный признак хорошего, годного места: Таксла или инаксла, тут готовслят кофсла.

* * *
Стивен Уилсон вернул мне потребность в музыке не просто как в ритмически организованной и гармонически приятной последовательности звуков, под которую веселее сверять часы в учебных планах. Спустя пару дней после концерта стерла пыль со стереосистемы и включила - не фоном, а специально - альбом его группы Porcupine Tree (первоначально вымышленной группы, между прочим). Идея была в том, чтобы переслушать всю музыку в хронологическом порядке, начиная с ранних околопсиходелических альбомов 90-х и заканчивая последними, которые я лучше всего знаю. Но увязла в ранних, со всеми этими замедленными растянутыми элегиями, под которые могли бы станцевать свои танцы Харрисон Форд с Эмманюэль Сенье или Гарри Поттер с Гермионой, когда хотели ненадолго отвлечься от кометы.

книги, музыка

Previous post Next post
Up