Прогулялся по старому городу. Прошелся от рынка Чорсу по улице Фароби.
Уже редко можно встретить старые дома. Все новострой.
Строения из глиняных кирпичей в сочетании с деревянными перегородками выдерживают землетрясения легко. Современные инженерные конструкции могут посоревноваться с ними по своей сейсмостойкости.
Увлекающихся голубями все меньше и меньше.
Высоко над землей возвышается крестовина с сетчатыми ловушками. Хорошо прикормленные голубу приманивали "чужаков" на свою территорию, которые в свою очередь садились на деревянные крестовины. Когда "чужак" оказывался посередине сетки, снизу дергалась веревка и ловушка захлопывалась. Затем крестовина опускается как флагшток, и голубь сажается в клетку. Если через некоторое время не появляется хозяин чужака, голубь мог остаться у нового владельца. Но голуби были дорогие, породистые, умеющие исполнять красивые сальто в воздухе или были с красивым оперением, расцветкой. Цены на таких голубей порой доходили до абсурда. Поэтому хозяева бегали по махалле, искали своих любимцев, а если находили, иногда приходилось отдавать выкуп. Это был своего рода азарт, игра - чьи голуби лучше. Самые лучшие голуби возвращались к хозяину даже после долгой изоляции в чужой клетке...
Неожиданно для себя обнаружил целую махаллю
люли или как мы их называли в детстве - "шара-бара". Это местные цыгане (в русском понимании слова) в основном занимающиеся попрошайничеством, гаданием. В советское время они больше ездили на тележках, запряженных ослами и обменивали различные игрушки (каучуковые мячи, солдатики, самодельные мячи, набитые опилками и привязанные на резинки - первый прототип йо-йо) на бутылки. Иногда вместо игрушек предлагался "бодрок" - медовые шарики из кукурузных хлопьев (попкорн). Сейчас люли занимаются больше сбором вторсырья.
А если пройтись по узким проходам старинных улиц мы случайно попадаем к некогда гигантскому Ташкентскому фарфоровому заводу. Сейчас его заменили мелкие цеха и как минимум Кувасайский фарфоровый завод. Они в достаточной мере удовлетворяют существующий спрос.
Через шелку в прошлое.
Минарет мечети на Чигатае.
Еще одна интересная мечеть
Стены напоминают крепость.
Внутри мечети Тилля Шейха, что на площади Хаст-Имам, тихо и уютно. Она некогда была главной мечетью города. Ее построили по указанию кокандского хана в 1856-57 гг.
Резная михрабная ниша, минбар, оконные проёмы - все сделано без особой помпезности и со вкусом.
Потолки оформлены восточными орнаментами.
И эти старинные узкие улочки, с их наспех построенными глиняными домами возможно скоро останутся лишь в воспоминаниях текущего поколения. А на их место придут новые, однотипные, более комфортные жилища. Но это будет другая история - история нового старого Ташкента.
В
группе X-Places можно застать увлекательные экскурсии по старому городу со знаменитым экскурсоводом Борисом Анатольевичем Голендером.