Я, конечно, не могла не посмотреть фильм "Территория": во-первых, там съёмки на плато Путорана, во-вторых, Добрыгин в одной из главных ролей, и в-третьих, это фильм о геологах и геологии, снятый режиссёром-профессиональным гидрологом, то есть практически фильм, снятый человеком о собственной профессии, к тому же столь близкой мне лично.
И я его посмотрела. Впечатления у меня очень смешанные и неоднозначные. Сначала о хорошем. Это фильм фантастической красоты, его нужно смотреть (и обязательно на большом экране) хотя бы ради потрясающе снятых волшебных видов. Это природная красота, не поддающаяся словесному описанию. И да - она восхитительно снята, перед операторами этого фильма хочется встать на колени.
Мне очень понравились персонажи фильма - и подход режиссёра к раскрытию образов, и актёрская игра. Они все - и главные, и второстепенные герои так сыграли, что ты смотришь на них и веришь, что перед тобой настоящие, живые геологи. Не образы геологов, какие они могут возникнуть в фантазии постороннего человека, а люди этой профессии как они есть. А я знаю, о чём говорю, - у меня огромное количество друзей и знакомых геологов и археологов (а это очень близкие по духу и образу жизни специальности). И глядя на этих персонажей, я живо преставляла их в настоящем, всамделишном шурфе - и мне даже казалось, что некоторые из них напоминают мне моих собственных знакомых.
Понравилось, что персонажи - не стахановцы-герои труда, энтузиасты-покорители, как их изобразили бы в настоящем кино 60-х, а фанатики, в почти религиозном смысле. Потому что именно фанатизм, а не энтузиазм держит людей в таких профессиях - где успех достигается не рациональным путём, а приходит (или уходит) почти мистически, где манят и дразнят цели, которые не всегда имеют практическое и разумное обоснование.
Очень достоверно, правильно, без косяков показан быт, работа этих людей. Режиссёр-полярный гидролог со всем этим не понаслышке знаком, и это очень чувствуется. Я ни на минуту не пожалела, что пошла смотреть этот фильм - и, наверное, посмотрю его ещё не раз.
А теперь о том, что мне не понравилось. Во-первых, саундтрек к фильму: весь, от начала до конца. Ужасная пафосная однообразная главная тема, включаемая совершенно некстати и опошляющая происходящее на экране. И особенно песни и стихи за кадром, подобранные, видимо, из личного любимого плейлиста режиссёра и не менее некстати рассованные там и сям по фильму: Визбор, песня про Медведицу в стиле "Мельницы" и прочее. Весь фильм мне хотелось, чтобы наконец выключили это раздражающее и пошлое музыкальное сопровождение. Единственной музыкой, которая была к месту, было пение на якутском языке.
Во-вторых, весь фильм представляет собой композиционную солянку. В нём нет ни выстроенного внутреннего движения к катарсису и обратно на спад, ни философического ровного бездействия. В "Территории" огромное количество маленьких сюжетных линий, большая часть которых прерывается, толком не начавшись, и куча маленьких внутренних конфликтов, выделив формирование которых ты внутренне мобилизуешься, ожидая, что наконец-то пройзойдёт и развернёт сюжет предвкушаемая драма, двинет его, наконец, с необходимому катарсису, но нет, происходит некое драматическое событие, но оно как будто и не влияет на сюжет, не вызывает у персонажей никакой толком переоценки действительности, не приводит к повороту сюжета. А фильм идёт 3 часа, между прочим.
И наконец, самое тонкое (или самое толстое, как посмотреть) место. Было бы наивно и глупо ожидать, что фильм с таким гигантским бюджетом, полученных от правительства и владеющих финансами проправительственных организаций, останется вещью в себе. Конечно, получившая такие средства и такие технические возможности съёмочная группа и не могла отказаться внести в фильм элементы госзаказа. Поэтому элементы идеологического воспитания (призывы к труду, молитве и патриотизму) были неизбежны. Да и в целом, установки на труд и патриотизм сами по себе не вносят диссонанса. Раздражает то, как именно был реализован идеологический госзаказ: пафосные речи в исполнении голоса Кутеповой за кадром и героя Егора Бероева плохи не тем, что призывают к труду и патриотизму, а тем, что они плоски, топорны, примитивны. Воспоминания о войне, которыми делятся герои в одной из сцен, плохи не самим фактом своего наличия, а заштампованностью и отсутствием обоснования всей этой сцены сюжетом. Как будто эти слова и сцены были в спешке нацарапаны на коленке и распиханы по фильмы абы как, куда угодно, просто, чтобы было. Как и персонаж Кутеповой - "плохой", по её собственному признанию, журналистки, пишущей репортаж о работе геологов Территории, репортаж, который мы и слышим за кадром, - казалось бы, сюжетообразующий персонаж, но на деле нужный лишь, чтобы давать плохо прописанные идеологичесике реплики и разжёвывать и без того понятное происходящее зрителю - ну чтобы уж совсем понятно было даже идиоту, просветительский же фильм-то.
Ну, и частная придирка. Когда я написала, что все персонажи абсолютно достоверны, я слукавила насчёт героя Евгения Цыганова. Он тоже достоверен, но абсолютно не аутентичен темпорально. Его Андрей Гурин - это наш современник. Геолог, да, живой человек, да - у меня у самой есть знакомые такого типа, но он не человек из 1960 года ни при каких условиях. И поэтому в этом фильме он раздражает.
Но вообще, этой рецензией я хотела сказать только одно: идите и смотрите! Хоть ради пейзажей, хоть ради персонажей, хоть ради того, чтобы своими глазами увидеть - каково это, работать геологом.
И для тех, кто не видел, - рассказ создателей фильма о работе над ним :
Click to view