В последнее время, с одной стороны, мы очень устали от огромного объема обрушивавшейся на нас ежедневно визуальной информации, а с другой, мы разучились смотреть. Заставить себя сконцентрироваться на чем-то оказывается все сложнее и сложнее… И чтобы привлечь внимание, нужен все больший объем яркой, привлекающей информации…
Информация подчас проявляется очень интересно. Помню, мне рассказывали, что в классической гомеопатии принимается одно лекарство, а потом долго ждут эффект. При этом каждое новое лекарство отменяет действие предыдущего. Это было давно. А тут прочитал у достаточно авторитетного автора, что особенность видеоизображения в том, что каждый следующий кадр перечеркивает, отменяет значение предыдущего. Не случайно, самое важное всегда говорится в конце фильма. И тут я понял, что как раз главное достоинство фотографии перед тем же видеоформатом в том, что она одна… И огромная ошибка пытаться сделать как можно больше фотографий, объединяя их в бесконечные серии и репортажи. Ведь чем больше картинок, тем меньше значение каждой отдельной фотографии в данной серии…
Фотографию можно взять в руки. Можно смотреть на нее столько, сколько нужно именно вам, погружаясь в мир изображения, подключая к ней свой собственный мир, взаимодействуя с ним, и тем самым рождая мир новый…
Каждая фотография субъективна. Но чем интереснее фотография, чем она глубже, тем более сложной и субъективной будет оценка этой картинки зрителями.
У каждой работы есть верхний слой. То, что на ней показано и как. Это видят все. Если он яркий и эффектный, то он привлечет внимание большего количества людей. Дальше, исходя из отношения к тому, что показано на фото, люди делятся на два лагеря - те, кто согласен, и то, кому это не нравится.
Итак, сначала люди разделились на две части - кто увидел, и кто не увидел, пробежав мимо, поверхностно скользнув взглядом. А те, кто увидел, разделились еще на два лагеря - нравится - не нравится.
А что дальше? А дальше подключаются глубинные слои фотографии, которые пытаются взаимодействовать с глубинными слоями восприятия зрителя. Часто на бессознательном уровне. Слои эти уходят вглубь опыта и восприятия человека, перемешиваются с чувствами и эмоциями. С жизненным опытом. И если у вас нет чего-то из того, к чему обращается автор, то вы ничего и не увидите в работе. Она для вас будет пустой.
А может быть еще интереснее... Автор видел одно, а зритель видит уже что-то свое… вызванное теме же глубинными чувствами… Информационное наполнение работы уходит куда-то вглубь, и чем глубже, тем сложнее информация и тем меньше конкретики, больше образов и обобщений… Мысли превращаются в чувства…
В этом главная сила статичного изображения…
А бывает еще интереснее. Автор, увлекаясь глубинными слоями, забывает о внешних… Работа остается сильной, но большинство проходят мимо, даже ее не заметив. А заметившие, не всегда могут докопаться до смысла.
А в 90% случаев бывает, что нет ни смысла, ни глубины, ни поверхностной формы, которая хотя бы могла радовать взгляд…
Зачем вообще все это нужно, вся эта глубина, смыслы, чувства в фотографии… Может лучше проще, есть заметка, есть открытка к ней. Все просто и понятно..?
Однако… Поиск глубины в фотографии, один из множества способов изменения и развития себя, как гармоничного человека, один из многих путей обретения счастья и гармонии… Человек поверхностный - никогда не увидит всей прелести и многообразности хорошей работы. Ведь фотография это всего лишь ключик, ключик к миру, который находится внутри самого человека. И показать больше, чем есть в самом человеке, она не может. Поэтому я скажу просто - фотография - это один из способов развития гармоничного человека, возможность богаче и ярче чувствовать, и наконец, просто быть счастливым.
P.S.
Это то, что я думаю о фотографии сегодня. Но это просто мысли… Завтра я, возможно, буду думать совсем по-другому, и это нормально… главное, чтобы остались чувства…
P.P.S.
Фотография к этому тексту сделана в Мышкине накануне праздника Крещения… Сегодня она мне нравится больше других из этой поездки, и если бы нужно было выбрать только одну картинку, я бы выбрал именно эту.
Спасибо!