Газета Нью-Йорк Таймс, в особенности с прилагающимся к воскресному ее выпуску, журналом Нью-Йорк Таймс Мэгэзин - воистину кладезь любопытной информации. Так, в журнале опубликована интереснейшая статья "Как потерять страну", где проводится параллель между судьбой и деяниями последнего президента СССР и последнего белого президента ЮАР. Но политические рассуждения - не моя сфера, поэтому поделюсь впечатлениями от другой статьи, в воскресном номере газеты: о нелегкой жизни и работе психиатров и психотерапевтов.
Знаете ли вы, дорогие россияне и родные украинцы, что пресловутая кушетка, на которую заботливо укладывают пациента в кабинете психиатра и психотерапевта, давно уже отсутствует? А нам так красиво показывали это в кино… Мало того, скоро из голливудских фильмов исчезнет даже дежурная фраза врача: "Хотите, поговорим об этом?" Да-да, и этому есть объективная причина.
Дело в том, что Соединенных Штатах опасная болезнь - депрессия - приобрела размах настоящей эпидемии. Народ валом валит в кабинеты психиатристов (я объединила специалистов в одном слове), и от пациентов просто не отбиться! Запись на прием ведется за месяц вперед, бедные доктора работают по 10-11 часов и совсем выбились из сил. У них не хватает времени не только на традиционные 45-минутные личные беседы с больными, но даже на дежурную фразу о "поговорить по душам". Да и зачем ее произносить, если времени на разговор все равно не хватит: в приемной очередь!
Традиционная помощь, с которой все начиналось несколько десятков лет назад и которая включала в себя личное участие и вовлечение доктора в жизнь пациента, знание нюансов и особенностей его жизни, имен детей и жены, а также любимой собаки, давно уже перестала быть таковой.
Скажите, зачем тратить почти час своего времени, если те же деньги можно заработать, просто выписав соответствующие "пилюльки"? Благо дело - фармацевтические компании интенсивно работают в этом направлении. Оказывается за 15 минут можно, задав определенный перечень вопросов, получить полное представление о болезни. И если раньше на установление диагноза уходило несколько сеансов встреч с пациентом (не дай бог ошибиться), то сейчас золотой ключик недуга за четверть часа оказывается в докторском кармане.
Кроме того, как говорит весьма уважаемый и умудренный многолетней практикой психиатр, гораздо лучше себя чувствуешь, не являясь частью жизни своего пациента. Как не вспомнить крестного отца: "Только бизнес, ничего личного".
Все чаще берут на себя разговоры с больными "об этом" работники социальных служб; им достаточно легко получить "кастрированную" лицензию психотерапевта. Такая лицензия дает право на размазывание соплей и утирание слез пациенту. Но возможность заработать тоже поменьше, чем у полноценного специалиста. Поэтому, на арену выходит новый семейный бизнес: муж - дипломированный психиатр, имеющий право выписывать медицинские препараты; жена - кастрированный психотерапевт, проводящий душеспасительные беседы (можно и наоборот). Снимается один трехкомнатный офис на семью. Кушетки нет - дорого. В одной из комнат толпятся страждущие, в двух других проходит прием. Очередность не имеет значения. Сначала можно к терапевту, потом - за таблетками, и наоборот.
О времени посещения, удобном для пациента, речи не идет. Оно назначается. Не нравится - не приходи, потому что иначе на каждого больного тратится на 3-4 минуты больше времени телефонного разговора, минуты складываются в часы, увеличивается продолжительность рабочего дня и пр. Если пациент пропустил назначенную встречу, ему предъявляется дополнительный счет.
Резюме: началась депрессия, вылез из норы наружу глубоко и давно залеченный алкоголизм, преследуют навязчивые страхи, волнение, нервозность, не можете сосредоточиться, плохо спите, началась прокрастинация? Немедленно записывайтесь к врачу! А лучше к обоим психиатристам сразу. Одному поплачете, другой выпишет таблетки. Учтите все, и будет вам счастье - множество флакончиков с пилюльками. Правда, пока дождетесь приема, может, само пройдет, как у происходит это у нас - жителей бывшего СССР?