May 26, 2014 03:16
Единожды купившись на Вырыпаева (а меня так на целых полтора раза хватило), как на такое не обидеться? Все-таки в театр не на заезжего проповедника идешь, а тут прям Савонаролу с Муном в одном флаконе тебе и впаривают. Черненький гротеск, с которого начинается спектакль, поначалу изрядно веселит - упившиеся компании, парами, тройками и квартетами, одна за другой задорно играются с реальностью настоящей и вымышленной, как бы открывая в себе и друг в друге потайные измерения на радость всем присутствующим. Абсурдная клоунада, вся в красных целлулоидных носах и немыслимых прическах и париках, местами даже напомнила стародавние диалоги Карцева и Ильченко. Однако нехорошие предчувствия не заставили себя ждать - во что все это выльется? И предчувствия оправдались. Наклонный подиум обрел строгую горизонталь и залился водой, и, ходя по ней аки посуху, вся эта протрезвевшая гоп-компания вдарилась в богоискательство, весьма успешное, и уснащая свою речь максимально ныне допустимой нецензурщиной (и вашим, и нашим) начала поучать зрителя, что есть истина. И тут покатило такой пошлостью, что хоть смейся, хоть плачь - именно так, слов в слово, мы ее, истину, обретали в пубертатном периоде. Но при этом в таланте автору все равно не откажешь. Плести словеса он горазд как никто, и жалко, что все-таки неумен. Один наезд на Ларса нашего фон Триера чего стоит - вернее, на его "бесовщину", но и предложение иранского кина с незамутненной любовью (и ведь не индийского, что характерно) в качестве альтернативы - находка хоть куда. Дура-дурой, а свой рубль имеет. Я не знала, что пьеса написана по заказу немцев, но и так видно, что скроена она на европейскую продажу, и расхожие штампы европейского культурного процесса all inclusive. А свет, разумеется, с Востока идет - откуда же еще?
Но Рыжаков все равно сделал шикарное театральное зрелище, хотя в своем стремлении держать баланс иронии и откровения вырыпаевский текст он все-таки до конца не поборол. Актеры же работают блестяще - и такие мастера, как Кищенко, Сосновский, Золотовицкий, и женская группа, и четверка молодых ребят порадовали очередным разрывом мхатовского шаблона, который, похоже, скоро окончательно канет в лету.