Фильм Акиры Куросавы «Ран» 1985 года (премия "Оскар" и 3 номинации, 2 премии Британской Киноакадемии и 4 номинации Номинация на "Золотой глобус") для меня примечателен тремя моментами.
Первый момент связан со сценой штурма замка, в котором гибнут все 30 самураев правителя Хидерота. Огонь охватил стены, стрелы и пули свистят вокруг, а Хидерота в позе Будды спокойно сидит в центре и ждет финала. Когда заканчивается штурм, он выходит их охваченной огнем башни, войны, штурмовавшие замок не верят своим глазам - по всем канонам войны он уже был 100 раз убит. Глядя на него, как на призрака, они не осмеливаются потревожить его, и Хидерота спокойно уходит. Это проявление настоящего мужества - соблюдать спокойствие в самой адской ситуации, это настоящее мастерство - уйти из ада невредимым.
Второй - связан с женой Торо, старшего сына Хидероты, посмевшего начать войну. Обладая огромным влиянием на мужа, ей удалось добиться падения всего дома Хидероты и распада страны. Этот урок должны помнить все современные народы, особенно в т.н. "новых государствах", некоторые президенты которых, также находятся под сильным влиянием своих иностранных жен.
Третий - с эпизодом в начале фильма, когда правитель Хидерота берет колчан со стрелами, чтобы продемонстрировать одну притчу. Двое из сыновей ломают по стреле, но три стрелы вместе не могут сломать. "Одна ломается, но три стрелы - нет. Если Торо один окажется в опасности, союз ваших сил спасет клан." - говорит Хидерота. "Даже вместе они ломаются, эти три стрелы" - показывает самый младший сын Сабуро и ломает три стрелы. И это символизирует мир без веры и закона, мир эпохи конца мира.