319 - Про перестроечные гротеск-комедии

Dec 25, 2015 22:21

Сегодня пятница, а значит, я рассказываю о книгах и фильмах. Сегодня я представляю подборку российских гротеск-комедий перестроечного периода. Большинство фильмов имеют философский подтекст. Но в любом случае отражают частицу нашей реальности, когда «вроде и смешно», но в это же время и плакать хочется.

«Праздник Нептуна» 1986


Директор Дома культуры запланировал на 1 января праздник Нептуна с участием 150 «моржей». Эта цифра настолько поразила областное начальство, что в село на праздник была направлена шведская делегация. Небольшая проблема - все «моржи» существуют только на «бумаге».

«Фонтан» 1988


Фильм-метафора. В центре сюжета дом, срочно требующий капитального ремонта. «Замазывание» трещин уже не помогает, а ничего другого больше нет. «На бумаге» всё отлично, а жители дома давно живут при свободных экономических отношениях. Новое поколение пытается доказать старикам что они живут «неправильно». А в это время падающую кровлю здания подпирают плакатами с коммунистическими лозунгами….

«Бакенбарды» 1990


Александр возвращается в родной Заборск. Вдохновлённый стихами Пушкина он мечтает сделать из провинциального городка вторую «культурную столицу». Стихи Пушкина звучат всё громче, а пушкинцев становится всё больше. Даже местные неформальные группировки «Капелла» и «Бизоны» стремятся вступить в их ряды. Так в Заборске возникает новое неформальное движение, с которым приходиться считаться даже городским властям.

«Сэнит Зон» 1990


Изначально фильм должен был называться просто и незамысловато - «Бля!». Но потом, непонятно чего испугавшись, режиссёр решил переименовать фильм в «Сэнит Зон». Фильм надо сказать получился «так себе». Его можно назвать «худшим» в подборке, но не худшим в смысле передаваемой атмосферы 90-х.

Действие фильма разворачивается в одном из провинциальных городков, где по случаю перебазирования оборонного завода встречают иностранный «Караван дружбы». Из рядового события делают целое представление: пекут десять караваев и собираются по старому русскому обычаю вручить их гостям, но вдруг обнаруживают, что появился одиннадцатый хлеб. «Встречающая» сторона резко «напрягается», ведь в лишнем хлебе обязательно должна быть бомба…

«Шкура» 1991


В зоопарке умерла обезьяна редкой породы. И именно накануне приезда её владелицы - миссис Паркинс. Чтобы избежать скандала и скрыть другие недочёты в работе зоопарка, дирекция решается на рискованный эксперимент: подменить обезьяну уборщиком Храпунковым одетым в шкуру гориллы.

«Окно в Париж» 1993


Самый известный фильм в подборке….
Однажды, жители петербургской коммуналки обнаружили в одной из комнат, окно ведущее в Париж…

«Русский бизнес» 1993


Двум горе - бизнесменам приходит гениальная идея, как быстро заработать валюту. Они решают устроить «Русское сафари» - охоту на медведей для иностранцев. А помочь им в этом прибыльном деле должны тётя Катя и дрессировщик дядя Вася с медведем по кличке Майкл.

Я решил вставить ещё два фильма. Сняты они были в Новой России, однако по «духу» сходны со всеми остальными фильмами.

«Горько!» 1998


Невеста опаздывает в ЗАГС. Жениху и гостям приходится ждать, и тамада, чтобы скрасить ожидание, рассказывает смешные истории из семейной жизни. Гости тоже стали рассказывать подобные анекдоты. Наслушавшись историй, жених серьёзно задумался о необходимости «идти под венец».

«Поколение П» 2011


Экранизация романа Виктора Пелевина. Главный герой Вавилен Татарский, интеллигентный юноша, выпускник Литературного института. Благодаря случайности он попадает в мир рекламы и открывает у себя талант - сочинять рекламные слоганы. Таким образом, он сначала становится копирайтером, затем «криэйтором». В задачу Вавилена входит адаптация рекламы зарубежных товаров к отечественной ментальности. Затем Татарский становится криэйтором телевизионной реальности, замещающей реальность окружающую. Татарский участвует в создании телеобразов государственных деятелей и самой политической жизни страны с помощью компьютерных технологий. Однако он постоянно мучается «вечными вопросами», кто же всё-таки этим управляет, и в конце становится живым богом, земным мужем богини Иштар.

Как и все фильмы в подборке, «Generation P» фильм-гротеск, фильм-стёб. Основная идея отражает неразбериху, происходившую в умах людей - «вчера ты работал в ларьке, сегодня стал богом».

Пятница, Фантазия, Кино, 2000-е, Философия, 90-е

Previous post Next post
Up