Манипуляции. Часть вторая. Вред.

Jun 24, 2017 02:03

Когда мы говорим о вреде манипуляций, то начать, мне кажется, надо вот с чего.
Иногда его нет.
Совершенно.

Дело в том, что со многими уловками мы справляемся.
Смекалка, опыт, интуиция.
Жизнь, разумеется, порою не проста, но, как правило, посильна.

Далее, легко представить себе ситуации, когда вред очевидно есть.
Всевозможные секты, мошенники, социопаты - из-за них люди теряют время, здоровье, покой и деньги.
Но всё это встречается не так уж часто.
Расслабляться, конечно, не надо, но впадать в тоску и безысходность тоже не следует.

Это крайности.
С ними всё ясно.
Но как быть со случаем, описанном в прошлом посте: мама регулярно применяет хитрые приёмы, чтобы ребёнок ел вовремя?
Что в этом может быть плохого?

Навскидку - вроде ничего.
Мне, мало того, в комментариях к прошлому посту пишут о сплошной пользе.
Мама, дескать, научит ребёнка суп любить, показывая ему перед едой картинки, пробуждающие аппетит.
А суп любить полезно.

Насчёт супа - не спорю, сам его давний поклонник.
Но с прочим не соглашусь.

Мама не учит любить суп.
Это ниоткуда не следует.
Мама учит есть после картинок.

Есть всё, что угодно.
Даже то, чего тебе не хочется.
И даже тогда, когда ты не голоден.
Условный рефлекс, друзья мои.
Павлов и Скиннер.
Показали картинку - выделяй слюну да лопай, что дают.

А когда дочка вырастет, совершенно аналогичные трюки с ней проделают люди корыстные и посторонние.
Покажут фотографию гамбургера и кока-колы.
Накормят и напоят от души - хоть и небесплатно.
Супа, кстати говоря, не подадут.
У вас ещё остались иллюзии насчёт привычки к здоровой пище?
А у меня - нет.

Ровно та же история с учёбой и магнетическими учителями.
Вы, наверное, неоднократно слышали о скандалах в т.н. элитных школах.
Пятьдесят седьмая и прочие, напоминать, думаю, нет нужды.
Там педагоги, причём - из лучших, из, так сказать, харизматичных, спали со своими ученицами.

Удивительного тут мало.
Ребёнка стараются увлечь - и он увлекается.
Его натаскивают на то, чтобы он поддавался чужому обаянию, мол, так для изучения предмета лучше - и он поддаётся.
Почему бы и нет.
Школа элитная, родители гордятся.

После внезапно оказывается, что обаяние действует не только на протяжении урока, но и несколько позже.
А опытный учитель и в бане харизмы своей отнюдь не теряет.

Именно поэтому подобными трюками, при всей их внешней прелести, желательно не злоупотреблять.
Они не учат есть полезную еду и разбираться в науках.
Они заставляют ребёнка незаметно для него самого игнорировать собственные желания и поддаваться чужим.

Ключевой момент - незаметно для него самого.
То есть - без шансов на сопротивление.

Разумеется, пара-тройка приёмов подобного рода, используемых время от времени, никого не покалечит.
К тому же вырастить без них ребёнка бывает довольно сложно.
Но постоянно применять уловки к тем, кому вы не желаете неприятностей, конечно, не следует.
Польза трюков сомнительна и преходяща.
А вред надёжен.

И ещё.
Напишу на всякий случай открытым текстом - если вдруг моя точка зрения показалась недостаточно ясной.
Я не призываю раз и навсегда отказаться от манипуляций.
Я бы рекомендовал ими не ограничиваться.

И не частить.

контрЭвоЛюцио

Previous post Next post
Up