Большая жратва

Oct 01, 2013 05:51

Прочел в журнале Светлячка ( здесь и здесь) перевод статьи Татьяны ван Стриен - нидердландского психолога, занимающеейся проблемами пищевого поведения, стилями питания и т.д. - и вдруг понял, что обладаю даром научного предвидения!
Точнее, обладал - не уверен, что по сю пору он ещё при мне.

В самом деле, может быть, ему не понравилось вовсе, как я им обладаю (трудно поверить, но не всем это нравится), и он уже куда-нибудь свалил.
И всё, что мне остается, уважаемые читатели - рассказывать вам про те времена, когда он у меня был.

Но вы, пожалуйста, соберитесь и потерпите.
Я вам сперва про статью немного расскажу, а только потом - про дар и про предвидение.

ДИЕТЫ

Статья, во-первых, сообщает нам, что имеющиеся диеты совершенно неэффективны: например, проведенное в США мета-исследование показало, что похудело при их использовании крайне мало людей.
Большинство же либо похудело временно и вес свой обратно вернуло, либо же его превысило.

Тут внимательный и искушенный читатель должен остановить меня и поинтересоваться - а контрольные-то группы что показали?
Об этом ничего в статье не говорится.

Для менее искушенных читателей надо пояснить следующее.
Сам по себе факт того, что люди после диет лишь поправились, вовсе не говорит о неэффективности диетического питания.
Ведь мы не знаем, что с людьми было бы, если бы они совершенно никаких диет никогда не придерживались, а ели бы всласть, сколько влезет.

Для уточнения подобных нюансов используются так называемые контрольные группы или контроли
- группа людей с такими же проблемами, как и те, кто сидел на диете, но никакой диетой себя не изнурявших.
При их использовании может выясниться, что те, кто сидел на диетах, не лишись излишнего веса, а, наоборот, прибавили процентов 10, а те, кто НЕ сидел - прибавили процентов 30.
Или 40.
И потому диеты эффективны: от лишнего веса они не избавляют, но замедляют его набор.

Или наоборот: нашли мы диету, после которой участники похудели, радуемся.
А потом выясняется, что люди с аналогичными проблемами, не сидевшие на диете, похудели за это же время ещё больше.

Короче говоря, важно помнить: если после использования диеты худеют, не факт, что худеют именно из-за неё.
Надо сравнить полученный результат с результатом таких же людьми, не сидевших на диете.

Вообще - я немного отвлекаюсь - сама идея применения контрольных групп кратко изложена мною здесь, посмотрите, если интересно.
Контроли используются в биологии, медицине, психологии, юриспруденции - везде, где надо установить причинно-следственную связь между какими-нибудь явлениями (между введением ювенальных судов и подростковой преступностью, например).

ЕДОКИ

Далее в статье рассказывает о двух типах переедающих людей: одни переедают, когда еда на столе - сметают всё подчистую.
И это, в общем, нормально, но может вызвать ожирение.
Чтобы их притормозить, еду перекладывают в маленькие тарелки, и порции кажутся больше.
Или предлагают им пищу, поедание которой требует больших трудовых затрат - например, мясо с косточками вместо филе.
Работать с ними в каком-то смысле просто.

А вот другая группа - сложнее.
Это эмоциональные едоки.
Они едят в состоянии стресса, что строго говоря нездорово: в состоянии стресса человек должен бежать или драться, а не пузо набивать.

На всякий случай подчеркну, что я пересказываю содержание прочитанного весьма кратко и однобоко.
В статье достаточно подробно изложены причины их расстройств (стрессовые состояния в детстве и т.д.), но я на этом не останавливаюсь, а вы, если вам интересно, ознакомьтесь.

Вопрос: а как же их, несчастных, возвращать к нормальной жизни?
Есть, оказывается, способ.
И этот способ (20 сессий групповой терапии) ныне опробует на людях автор статьи - Татьяна ван Стриен.

Тренинг состоит из трёх компонентов:
- обучение направленному вниманию (mindfullness),
- обучение толерантности к стрессу,
- и обучение адекватной саморегуляции.

Результаты, если верить автору, выдающиеся: у 80 процентов - снижение или стабилизация веса.
Причем, это снижение продолжалось и после того, как тренинги прекратились - а это очень круто, потому что обычно-то бывает наоборот.
Правда, опять у нас ни слова про контроли, и потому неясно: то ли действительно имеет место поразительная эффективность, то ли с группой повезло.

ОБУЧЕНИЕ НАПРАВЛЕННОМУ ВНИМАНИЮ

Дочитав статью до обучения направленному вниманию, я понял, что никогда ранее этого термина не слышал.
К счастью, Светлячок любезно снабдила переведённую ею статью ссылкой на одно из упражнений, обучающих именно ему.
Но, прежде, чем мы указанное упражнение рассмотрим, я предлагаю вам, уважаемые мои читатели, отвлечься и послушать небольшой рассказ о моем недавнем прошлом.

Не так давно, пару лет назад я время от времени захаживал в журнал Светлячка и читал там про похудание.
У меня от таких рассказов улучшается аппетит, да и читать было временами интересно и познавательно.

И вот, прочтя однажды о бедах переедающих людей, которые лечились у неё в клинике, я высказал идею обучить их одному нужному и полезному навыку.
Моя гипотеза состояла вот в чем.
Люди, которые передают, делают это потому, что не умеют есть медленно.
Поэтому чувство сытости они ощущают только тогда, когда уже переели.
Кроме того, они во время еды мало дышат - не умеют сочетать поедание пищи со вдохами-выдохами - а это заставляет их есть ещё быстрее.

Ещё раз подчеркну - они не обязательно хотят есть быстро и много, они просто не умеют делать это неспешно.
А раз так, то надо бы им потренироваться.

Для тренировки понадобятся тарелка, вилка, нож и вареная морковка.
Тренировка выглядит так:
- берете нож и вилку, отрезает небольшой кусочек еды, засовываете себе в рот,
- откладываете вилку и нож,
- пережевываете еду и глотаете её,
- делаете вдох и выдох,
- повторяете первые 4 шага, пока всё не съедите.

Важные моменты:
- Тренироваться нужно не во время еды, а между основными приёмами пищи.
- Тренироваться нужно, пока не научишься (то есть, сперва он научится, а потом применит навыки во время обычной еды).

ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ - ЛЕГКО В БОЮ

Вы, вероятно, мои читатели, тоже весьма удивились моей идее.
В самом деле, я не призывал ограничить количество употребляемой пищи и вообще не заикался о необходимости его учитывать.
Тренироваться предлагал с морковкой в свободное время - что за блажь, как от этого похудеешь?

Но замысел мой был не так прост, как кажется.
Во-первых, обратите внимание на то, что я предлагаю разнести по времени обучение навыку и применение навыка.
Если вы попытаетесь одновременно учиться езде на велосипеде и добираться на нём на работу, то у вас все шансы вылететь с занимаемой должности за регулярные опоздания, но так и не освоить велосипед.

Поэтому очень важно сперва научиться, а только потом применить обретенное умение.
Это, кстати, касается и тех, кто пытается похудеть, считая калории.
Я не знаю, можно ли таким способом избавиться от лишнего веса, но всё же хорошо было бы попрактиковать подсчет калорий (или жиров? что вы там считаете?), ничего не меняя в своём рационе.
А вот потом, когда подсчет заветных чисел вошел в привычку и не мешает обычной жизни, можно попытаться что-то изменить в ежедневном приёме пищи.

ПРИВЫЧКА - ВТОРАЯ НАТУРА

Второй важный аспект моего замысла состоял в том, чтобы выработать устойчивый навык, позволяющий без особых усилий есть медленно.
Обратите внимание - без особых усилий.
Когда это происходит почти само собой, то у человека появляется выбор.
Он может, не задумываясь, быстро заталкивать еду в рот.
А может - не прилагая особых усилий - есть неторопливо, спокойно пережёвывать и ровно дышать, постепенно чувствуя насыщение.

Это только кажется, что подобный навык прост и учиться тут нечему.
На деле мало кто им владеет.

РУКИ

- А зачем же непременные нож и вилка? - поинтересуетесь вы.
А вот зачем: дело в том, что есть ножом и вилкой поначалу сложно и непривычно - если вы это делаете раз в год на новогоднем корпоративе.
И чтобы овладеть этим навыком, надо уметь сосредотачиваться.
Не то, чтобы очень сильно - на одну морковку внимания хватит.
Но внимание всё же требуется.

Мало того, надо помнить, что ловкие и точные действия рук вызывают у человека чувство уверенности в себе.
Выражение "взять себя в руки" - именно об этом.
Поэтому получается, что человек, кушающий морковку столь странным образом, учится сразу нескольким вещам: способу поглощения пищи, который можно использовать в любой компании, точности движений и умению управлять своим телом, умению управлять своим дыханием.

МОРКОВКА

Ещё, наверное, стоит сказать, почему я выбрал не очень вкусную еду.
Собственно, даже не невкусную, а такую, что много её не съешь.

Причина ровно та же, по которой не надо тренироваться во время еды: чтобы легче было выполнить упражнение.
Пища для тренировки не должна быть отвратительной, но и слишком вкусной и "многосъедобной", если можно так выразиться, она тоже быть не должна.
Иначе тренировка будет крайне вредна для людей, любящих оттачивать свой навыки до совершенства - съесть таким образом можно прорву вкусной еды.

ЕСЛИ КРАТКО

В общем, теперь, уважаемые читатели, суть моего замысла видна вам, как ладони:
- нужно выработать полезную привычку медленно поглощать пищу и дышать при этом,
- отшлифовать привычку многократным повторением
- и использовать её в обычной своей повседневности.

Всё это я изложил в журнале Светлячка.
Но в восторг моя идея собеседницу, прямо скажем, не привела: мне объяснили, что люди такого делать не станут, потому, что невкусно.
И что это примитивизм бихевиорический, а она - целый психолог, а такому презренные диетологи учат.

И проверять мою гипотезу не стала.

ШЛИ ГОДЫ

И вот, значит, читаю я в журнале Светлячка эту самую статью про новейшие методы исцеления обременительной тучности.
И дохожу до обучения направленному вниманию.
И вижу ссылку на упражнение, умело направляющее внимание.
Перехожу по ссылке.

А там, друзья мои, упражнение.
С пояснениями.
Нам поясняют, что некоторые склонные к перееданию люди едят поспешно.
Тут я порадовался за себя - я же ещё два года назад полагал, что они лопают так, что за ушами трещит - и вот оно! подтвердилось!

- И с этим надо что-то делать, - говорится в посте.
Я, конечно, мысленно соглашаюсь.
Но что?
Оказывается надо их поучить есть, не торопясь!
Неожиданно, да?
Но как же их этому поучить-то?
А пусть они возьмут чего-нибудь - типа семечек или попкорна - и сначала одну семечку прожуют, потом - другую.

В общем, сами почитайте.
В посте излагается практически то же самое, что я предложил.
Обучение - отдельно от основного приёма пищи.
Небольшие порции пережевываются за один раз (орешки, изюминки).
Практикуется рутинное выполнение упражнений до их усвоения.

Правда, есть и различия:
- Учиться предлагается на гастрономически привлекательных изюме или семечках.
- Вилка и нож не используются.
- Используется концентрация на ощущениях - что вы чувствуете, когда едите?

В принципе, можно, наверное, и так, почему бы и нет?
Но возникает ряд проблем.

Во-первых, изюма или семечек можно слопать довольно много - если обучение не заладилось.
Во-вторых, не работают руки ("взять себя в руки" - вычеркиваем).
В-третьих, изюм уже разделен на изюминки, а навык, сформировавшийся для еды дискретной, не подойдет для поедания пищи непрерывной (или кусочно-непрерывной?).

Кроме того, при медленном поедании изюм или орехи вызывают более быстрое насыщение, чем, например, морковка.
И человек запоминает: хочешь наесться быстро, даже когда ешь медленно - выбирай еду покалорийнее.

Впрочем, вполне возможно, что тренировка внимания всё же окажется самым сильным фактором, и пищевое поведение всё же изменится.

ТАК О ЧЕМ ЭТО Я

Ну вот, уважаемые мои читатели, мы и добрались до финала.
На всякий случай уточню - чтобы не было недопонимания - я вовсе не утверждаю, будто изобрел какой-то новый метод избавления от ненужного телесного изобилия, а у меня его похитили пронырливые нидерландцы.
Возможно способ, предложенный мной, был известен и до того, как пришел мне в голову.

Интересным и забавным во всей этой истории является лишь то, что сперва я предложил проверить занятную идею, а мне сказала высокомерная барышня, что всё это - лишь пустые измышления.
Но через пару лет эта же самая барышня принялась пересказывать мои слова в качестве свежайших достижений психологической мысли, видимо, даже и не подозревая о комичности происходящего.

В общем, мне есть чему радоваться.
Оказывается, мои стародавние представления о человеческом устройстве актуальная наука лишь подтверждает.

А, да и ещё.
Я, как вы помните, не предлагал как-либо ограничивать пациентов в питании.
Просто надо было научить их есть, не торопясь.
А новомодный метод, который вот-вот избавит мир от вопиющей тучности, также никаких ограничений в питании не предусматривает.
Видите, как оно совпало!

А потому желаю вам, друзья мои, приятного аппетита и разного увлекательного времяпровождения.
Previous post Next post
Up