Рейтинг авиабезопасности: место России - сразу после Конго

Apr 07, 2012 03:35



По мнению западных СМИ, ответственность за такое положение дел несет российское руководство.

И семи месяцев не прошло после катастрофы пассажирского самолета под Ярославлем с большим количеством жертв, а в России уже произошло новое крушение пассажирского лайнера. После ярославской трагедии, помнится, президент Дмитрий Медведев пенял на якобы плохое качество отечественных самолетов и необходимость в связи с этим перейти на зарубежные. Но на этот раз в Тюменской области упал именно зарубежный - французский ATR-72, выпускающийся до сих пор и успешно эксплуатируемый во многих странах. Дело оказалось не в самолетах. А в чем тогда?

Иностранная пресса считает, что в летчиках и обслуге на земле. По этой причине она критикует уже не авиационных чиновников, а руководство России во главе с президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным, которые только обещают навести порядок в области безопасности полетов, но ничего не делают.

А страна тем временем скатилась по этому показателю до уровня беднейших государств Африки и превратилась в «регион головной боли». В Африке, впрочем, ситуация постепенно налаживается, а вот в России все остается по-прежнему, и граждане уже не верят, что положение когда-либо изменится. По данным исследовательского центра Ascend Worldwide Ltd, которые приводит французская Le Monde, Россия в международном рейтинге авиационной безопасности занимает «престижное» место сразу за неимущим государством Конго.

Российские аэропорты постоянно сообщают об аварийных посадках из-за отказов двигателей, пожаров или других технических проблем, пишет Die Welt. Но если бы только это! Нередко выясняется, что члены экипажа в момент крушения находились в состоянии алкогольного опьянения. В итоге в прошлом году в шести авиакатастрофах в стране погибли 112 человек.

Тюменская катастрофа показала, что тенденция не переломлена, а продолжает развиваться в том же направлении. Крушение ATR-72 - не первое падение самолета в России в 2012 году. В феврале в Хабаровском крае упал многофункциональный истребитель Су-30 МК2. Оба пилота успели катапультироваться, но один из них получил травму. За неделю до того в Курганской области потерпел аварию фронтовой бомбардировщик Су-24, пилоты остались живы.

Военные самолеты падают не реже, чем гражданские, если не чаще. Добавим к этому крушения вертолетов, постоянно происходящие в разных местах, и картина станет еще более печальной.

Эксперты Гамбургского исследовательского бюро несчастных случаев (JACDEC) называют среди причин плачевного состояния авиационной сферы в России устаревшие самолеты, недостаток денег на техническую поддержку, крупные просчеты в подготовке экипажей и диспетчеров, а также плохую инфраструктуру.

«Полет на самолете внутренних российских авиалиний может оказаться тяжелым испытанием для нервов: самолетам по 30-50 лет, а нормы безопасности носят случайный характер», - пишет Le Monde. Иллюстрацией к данной цитате могут послужить два вопиющих случая. В марте этого года 24 пассажира рейса «Москва - Красноярск» отказались лететь, заметив дыру в крыле самолета. Рейс, впрочем, так и не был отменен, просто из-за скандала с пассажирами самолет вылетел позже. А в мае 2011 года замдиректора благовещенского аэропорта поднялся на борт с двумя коробками, в которых содержались пчелы. Позже насекомым тоже захотелось полетать, и на высоте в 10 000 м они выбрались в пассажирский салон, чем, надо полагать, привели в шоковое состояние остальных пассажиров.

Что же касается авиакатастрофы под Ярославлем, то эксперты МАК так и не сообщили, кто из пилотов нажал на тормоз во время взлета. Независимые эксперты сделали выводы, что это мог быть второй пилот Игорь Жевелов, в крови которого нашли следы препарата фенобарбитал, оказывающего тормозящее действие на центральную нервную систему. Было установлено, что Жевелов принимал прописанный ему неврологом препарат «Нейромедин» из-за снижения рефлексов в ногах. Если судить по диагнозу, то Жевелов вообще не имел права находиться за штурвалом, поскольку последние 11 лет страдал полинейропатическим синдромом. Будучи под действием препарата, предположили эксперты, он не заметил, что нажал на тормоз.

Вообще картина летчика с больными ногами, находящегося под действием транквилизаторов, как-то не радует и уже довольно близко подбирается к фантазиям некоторых карикатуристов-«юмористов», повествующих о слепых пилотах в темных очках.

А информация о пилоте Ту-134, который разбился при посадке в Петрозаводске 20 июня 2011 года, и вовсе вгоняет в уныние. По некоторым данным, он был пьян, пишет французская газета, ссылаясь на информацию других источников о том, что в крови 50-летнего главного штурмана Амана Атаева было якобы обнаружено большое количество алкоголя. И хотя в Следственном комитете эту информацию опровергли, газета утверждает, будто напуганные и отчаявшиеся россияне предпочитают преодолевать даже значительные расстояния на поезде, чтобы не подвергать свою жизнь опасности в воздухе.

Что касается последней на данный момент (но, увы, видимо, совсем не последней вообще) авиакатастрофы, произошедшей в России, то напомним, что, по версии следствия, перед взлетом 27-летний командир экипажа ATR-72 отказался от обработки самолета противообледенительной жидкостью, из-за чего тот впоследствии и рухнул. Однако версии разные: то ли он сам отказался, то ли этого реагента в то утро не было в наличии, то ли в компании решили сэкономить... В авиакомпании «ЮТэйр» подтвердили, что этот самолет был единственным в тот день, кто не прошел необходимую обработку.

Отметим, что бывший сотрудник «ЮТэйр» Александр Криволапов рассказал, что данная авиакомпания «в целях экономии» все больше переводит техобслуживание своего парка за пределы России. По его словам, почти все самолеты зарубежного производства «ЮТэйр» зарегистрировал в «авиаофшорах» - странах с минимальными расценками за данную процедуру. Разбившийся под Тюменью борт, например, официально числился за Бермудскими островами. «В России же остается лишь формальная сторона: заполнить на английском языке бортжурнал и проследить за тем, чтобы командир экипажа, не дай Бог, не вписал туда какой-нибудь дефект», - цитирует бывшего сотрудника компании газета «Известия».

Фантасмагория какая-то: самолет, зарегистрированный на Бермудах, но принадлежащий российской компании, терпит катастрофу под Тюменью… Так ли уж удивительно, что западная пресса, при всей ее «объективности», сравнивает нас с Конго?..
Previous post Next post
Up