Юрий Гагарин. Гибель Легенды. Как это было. Глава Девятая.

Dec 05, 2014 21:23

Глава 9.
Коротко о главном. Или... Что же их на самом деле погубило?
Итак, что же конкретно привело к этой, ни с чем не сравнимой в истории человечества, катастрофе?.. Что их непосредственно погубило?
Ответить на этот, один из ключевых вопросов, можно, используя ДВА метода ответа: ФИЛОСОФСКO-ДЕМАГОГИЧЕСКИЙ и ОБЪЕКТИВНО-РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ.
Первый метод, ФИЛОСОФСКО-ДЕМАГОГИЧЕСКИЙ широко использовался в работе всех двадцати правительственных подкомиссий.
Тут говорилось и о плохой организации полётов, и о плохой подготовке авиатехники, и об отсутствии дисциплины в лётной столовой (если бы Серёгин проявил дисциплинированность и позавтракал перед полётами, то не потерял бы сознание и не НАВАЛИЛСЯ БЫ, как пишет Марина Попович, всем своим телом на ручку управления самолётом), тут и другие самолёты где-то не там летали и даже... ИНОПЛАНЕТЯНЕ выбрали для себя какие-то неправильные маршруты... Всё было!
Одним словом, к ФИЛОСОФСКО-ДЕМАГОГИЧЕСКОЙ методике обращаться не будем.
Ответим на поставленный вопрос с точки зрения здравого смысла, или с использованием ОБЪЕКТИВНО-РЕАЛИСТИЧЕСКОГО метода.
Отвечать начнём осторожно, неторопливо, внимательно и... с самого начала. И рассуждать будем с точки зрения лётчика-инструктора-профессионала. Рассмотрим, какие же были совершены ошибки, нарушения (в отношение полёта Гагарина) и какое из этих нарушений явилось летальным.
Итак...
Первое нарушение было то, что перед самым вылетом Гагарину поменяли задание и в плановую таблицу втиснули незапланированный полёт.
Повлияло ли это непосредственно на летальный исход этой трагедии?
Отвечаем, НЕТ, непосредственно не повлияло.
Во-первых, когда генерал Каманин давал такое указание, то он подразумевал, что командование полка найдёт для этого полёта НОРМАЛЬНЫЙ рабочий самолёт, вплодь до того, что заберёт самолёт у какого-то лётчика или перенесёт полёты этого лётчика на более позднее время.
Во-вторых, этот дополнительный полёт был направлен не на усложнение, а наоборот, на упрощение задания. Вместо того, чтобы лететь самому, Гагарин должен был лететь с инструктором.
Так что, если подходить чисто по-лётчески, то можно вполне определённо сказать, что это нарушение непосредственно на летальный исход катастрофы не повлияло.
Второе нарушение. Это когда на полёты притащили учебный самолёт без ручки управления в кабине инструктора.
На первый взгляд случай беспрецедентный. А если поглядеть поближе и разобраться более детально...
Давайте, как всегда, попробуем разобраться вместе.
Подробно об этом я уже писал несколько выше, в Главе 5. "Почему даже опытные лётчики-инструкторы, едва узнав, что в кабине у Серёгина не было ручки управления, тут же падают со стульев?"
Повторюсь очень коротко и съакцентирую внимание только на главном.
Во-первых, Юрий Гагарин был АБСОЛЮТНО подготовлен лететь самостоятельно, без контрольного полёта, причём лететь самостоятельно должен был на самолёте Миг-17, на котором он ещё не летал. А тут ему поменяли задание и он должен был лететь на Миг-15 Ути, на самолёте, на котором он только что, за последние две-три недели сделал 18 контрольных полётов! Спросим себя, на каком же самолёте ему было проще лететь? На Миг-17, на котором он ещё не летал, или на Миг-15 Ути, на котором он только что сделал 18 полётов?! И давайте порассуждаем сами перед собой, чисто технически, не вдаваясь в "высокие" военные материи.
Конечно же, на Миг-15 Ути лететь ему было проще. Представим ещё раз, вот стоят два самолёта Миг-17 и Миг-15 Ути. Юрий Гагарин имел абсолютное право как практически, так и юридически лететь хоть на Миг-17, хоть мог совершенно на законных основаниях сесть один, без кого бы то бы ни было, в Миг-15 Ути и полететь один, не имея вообще НИКОГО в задней кабине. И не важно, была там, в задней кабине ручка или её там не было.
С другой стороны, Гагарин мог посадить в заднюю кабину АБСОЛЮТНО любого пассажира и прокатить его по кругу в простых метеоусловиях или под облаками.. Он имел на это соответствующий допуск.
B данном случае за "пассажира" сел Серёгин, чтобы ещё раз, как ему и приказали, посмотреть технику пилотирования Юрия Гагарина.
Спрашивается, ну с чего тут валиться и падать со стульев, едва услышав, что в задней кабине не было ручки управления?!..
Да, действительно, получается, что и второе нарушение не являлось НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ причиной. Гагарин мог совершенно законно лететь хоть один, хоть с пассажиром на Миг-15 Ути.
Мог, но... ТОЛЬКО И ТОЛЬКО ИЛИ В ПРОСТЫХ УСЛОВИЯХ ИЛИ ПОД ОБЛАКАМИ. А они полетели В ОБЛАКАХ.
Вот это и было третье нарушение, которое их и сгубило.
И если бы погода в этот день была бы БЕЗОБЛАЧНАЯ, или если бы они даже и при облачной погоде полетели бы не в зону в облаках, а ПОД ОБЛАКАМИ по кругу, то Н И Ч Е Г О БЫ этого не произошло.
Конечно же, непосредственная вина тут командира полка полковника Серёгина, кто и принимал решение на этот полёт. Но, если бы предположить, что Серёгин абсолютно точно знал бы , что облачность в зоне сплошная и плотная десятибальная и несмотра на эти условия, всё же полетел бы в зону, то да, это была бы его стопроцентная вина. Но... Опять же "Но"...
Ситуация с погодой в эту лётную смену была намного сложнее и запутаннее. Никто, даже метеорологи не знали, какая погода фактически сейчас и какая будет через тридцать минут, час, полтора.
У нас был командир полка Виктор Яковлевич Ляшенко. Умнейший человек. Мы говорили, что он командир от Бога. Так вот, метеорологам он говорил всегда так: "Вы мне говорите какая погода будет только на двадцать минут вперёд. И вы у меня всегда будете в отличниках."
Погода порой бывает... дама очень капризная. А в эту лётную смену она была особенно...
Вот что по погоде констатировали правительственные комиссии.
"К началу полетов руководитель полётами не имел данных о фактической погоде в районе полета. Вылет разведчика погоды задержался и состоялся вместо 9 часов по плану в 9 часов 50 минут, а приземлился он в 10 часов 18 минут, за минуту до вылета Гагарина и Серегина. Погода оказалась хуже, чем это следовало из прогноза, известного летчикам и руководителю полетов. Поэтому, прилетев в зону, Серегин сократил программу, отменив выполнение запланированного упражнения.
Гагарину и Серегину были сообщены неверные сведения о погоде. Перед самым вылетом им передали, что основной слой облаков 8-10 баллов имеет высоту 900 метров, а второй слой 3-4 балла - высоту 600-650 метров. На деле же, как потом установили, нижний край плотной облачности был на высоте 500-600 метров, а менее плотной - на высоте 300-450 метров."
Ну вот и всё. Больше говорить не о чем. Мы обо всём уже рассказали. Подводя итоги и, если сказать коротко о том, что же их на самом деле погубило, то можно констатирпвать, что погубила их двуединая причина:
1. Самолёт, на котором они полетели был специфический - в кабине инструктора не было ручки управления самолётом (РУС);
2. Перед полётом они ошиблись с погодой. Вместо того, чтобы полететь в простых метеоусловиях, они, сами того не желая, попали почти в сплошные облака.
Конечно же, если бы исключить один из элементов этой двуединой причины, а именно или этот учебный самолёт бы был с двумя ручками в кабинах, или если бы они не попали бы в облака, то этой трагедии не было бы.
Можно назвать и тертий вариант причины этой трагедии, как сказал Степан Анастасович Микоян:
" По плану, в этот трагический день, 27 марта 1968 года, сделав накануне полеты с инструктором и командиром эскадрильи, Гагарин сразу должен был лететь на одноместном МиГ-17. Но генерал Н.А.Кузнецов попросил недавно назначенного командиром полка Владимира Сергеевича Серегина сделать с Гагариным еще один контрольный полет на "спарке" УТИ МиГ-15 (самолете с двойным упpавлением). Благое желание начальника Центра подготовки космонавтов еще раз проверить готовность летчика обернулось трагедией. Гагарин и Серегин разбились на самолете УТИ МиГ-15 в конце полета в зону на пилотаж."
Да, всё оно так и было. И, подводя итоги, можно ещё раз повторить, что самая-самая непосредственная причина, которая и вызвала их гибель - это та, что они, не ожидая, попали в сплошные облака, в которых Юрий Алексеевич и потерял пространственную ориентировку.

гибель Гагарина

Previous post Next post
Up