Часть 1. Часть 2. Ночь прошла спокойно, и утром мы поднялись полностью отдохнувшие. Я проснулся за полчаса до будильника, и лежал в полудреме минут 30. Центр города, но тишина абсолютная. Только раз в 10 минут вдалеке простучит трамвай.
Сонный Грац.
Завтрака в хостеле нет (но зато там есть кухня), и мы решили позавтракать на заправке. Утренний Грац произвел неизгладимое впечатление - пустые, залитые утренним солнцем улочки. Навстречу нам попалось лишь несколько сонных австрийцев на велосипедах. Автобаны тоже почти пустые, и вскоре мы уже перескочили в Словению.
Словения. Симпатичная подпорная стена.
Несмотря на то, что нам нужно было проехать по Словении чуть меньше 60 км, здесь нам снова пришлось покупать виньетку. Интересно то, что при проезде пограничного перехода мы видели очередь машин на какой-то "пункт оплаты". Предположительно там продавались виньетки, но мы туда заезжать не стали, а сразу выскочили на словенский автобан и через пару километров свернули на первую заправку (завтрак никто не отменял). Утверждать не берусь, но могу предположить, что на границе виньетка стоит дешевле, чем на заправке, уж как-то больно большая сумма выскочила за виньетку, пару кофе, пару багетов, шоколадку и бутылку воды плюс бутылка колы. Кстати, минимальный срок виньетки в Словении такой же, как и в Австрии - 10 дней, и он должна также компостироваться на месяц и день. Но оператор, который мне продал виньетку, не пробивал ее при мне, а сразу достал из ящика пробитую. Не иначе перед началом смены заготовил. Интересно, а если не рассчитает, сколько надо пробить? Кстати, место наклеивания виньетки в Словении регламентировано - левый верхний угол лобового.
Заправляться не стал, помятуя правило "чем дальше от цивилизации - тем дешевле бензин", и, наскоро схрумтев багеты с кофе мы вернулись на автобан.
60 км по Словении пронеслись очень быстро, несмотря на то, что часть автобана до Хорватии еще не построена, и от Птуя до границы с Хорватией проходит обычная двухполосная, но удивительно живописная дорога.
Словения. Пастораль.
И вот мы уже на второй "настоящей" границе Евросюза - въезд в Хорватию. Как обычно - вереница машин, на этот раз уже без сомнений мы встали в зеленый коридор с легковушками. Подошла наша очередь - не вылезая из машины, протягиваю паспорта молодому словенскому таможеннику, который о чем-то неспешно беседует со своим коллегой, который обслуживает соседний коридор. Пара минут - нам штампуют паспорта, и перед нами открывается шлагбаум. Интересный момент - сразу за словенским постом стоит куча народу, которая ждет, когда их подхватят попутки. Я было подумал взять, но все заднее сиденье завалено сумками - и я отказался от этой мысли.
Через несколько километров подкатили к пограничному пункту Хорватии, где все повторилось, как в зеркале - паспорта в окошечко, минутное ожидание, штамп на въезд и все. Следующая наша цель на навигаторе - Дубровник, почти граница с Черногорией.
Буквально сразу за пограничным постом дорога опять перегорожена будками с проездами между ними. Поначалу я предположил, что паспортный хорватский контроль - это одно, а таможенный досмотр машины - это другое. Но оказалось все проще - это въезд на хорватскую автрстраду. Виньеток в Хорватии нет, и оплачивается проезд "наличными тетеньке в будке" (точнее - дяденьке). Причем при въезде на автстраду тебе дают квитанцию, и когда ты съезжаешь с автострады, то предъявляешь ее, и по твоему пробегу рассчитывается плата. Если потерять квитанцию - то тут же прилетают злые дяди на вертолете, и взимают нехилый штраф (шутка), в этом случае просто платишь по максимуму, который ты мог проехать по данной автостраде, и все.
Хорватия - это уже Адриатика. Характерная выжженая солнцем земля, раскаленные солнцем скалы и горы, длиннющие тунели (самый длинный, который мы проезжали, был 6.2 км). И, что было для меня абсолютно удивительно - самые лучшие автобаны, даже лучше, чем в Австрии. Идеальное покрытие, машина идет плавно, хоть полный бокал до краев наливай - не расплещется. На дорогах - полный интернационал, пожалуй, единственные, кого я не видел - это скандинавы. Остальные были все - немцы, поляки, чехи, венгры, румыны, итальянцы, французы и так далее. Очень много мотоциклов, причем самых разных мастей - от легких почти кроссовых, до здоровых "двухспальных" байков, увешанных боковыми сумками, как вьючные верблюды, и весом, наверное, килограммов под 500.
Хорватский автобан. Идеальное дорожное покрытие и горы.
С некоторым внутренним содраганием заезжаю на заправку - нет, все нормально. Цены на солярку премлемые, заливаю себе бак почти под завязку. Что интересно - у каждой колонки стоит бак с водой и щетками, можно протереть лобовое стекло (на самом деле это достаточно актуально, потому как за суточный пробег лобовое превращается в братскую могилу различной мошкары, остатки которой моментально присыхают к стеклу намертво). А еще между колонками ходят парни, которые следят за наличием и чистотой этой воды, и заодно собирают мусор, который им протягивают из стоящих в очереди машин.
Удивительным было для меня то, далеко не у всех работают кондиционеры. Вроде машины в очереди стоят далеко не дешевые, но у многих окна нараспашку, и внешний вид водителя и пассажиров никаких сомнений не оставляет - кондишн у них либо не работает, либо его нет.
Заправившись, опять возвращаемся на автобан. Все ведут себя очень прилично (впрочем, как и везде в Европе), никто никому не сигналит и не материт. Даже если выйдешь на обгон, не расчитав дистанцию до сзади идущей машины - она терепеливо подождет, пока ты обгонишь и освободишь ей полосу. Даже если это Камаро (я сам офигел, когда посмотрел в зеркало).
Тунели очаровательны. Задолго до въезда будет знак, предписывающий сбросить скорость до 100, затем, перед самым тунелем - до 80. Сразу перед въездом закреплена табличка, указывающая протяженность тунеля и это не спроста. Я, например, почти всю дорогу ехал в темных очках (солнце очень яркое). Соответственно, короткие тунели я проезжал, не снимая очков, но если тунель длиннее 500 метров - я поднимал очки на лоб, чтобы сохранить нормальное зрительное восприятие. В начале и конце туннеля освещение более яркое, и если перед выездом из тунеля вы забыли надеть очки, то переход на яркий дневной свет вас не ослепит (хотя лучше не забыть опусть очки).
Загреб мы не видели вообще, потому что обошли его далеко стороной. Автобан, по которому мы шли от самой границы, закончился незадолго до него. Когда будете подъзжать к пункту оплаты - не ходите в крайние правые коридоры, там электронная оплата. Если платите наличными или картой - надо идти в коридоры, над которыми нарисован дядька в фуражке. Сама процедура оплаты очень простая - подезжаете к окошечку, протягиваете квитанцию, которую получили на входе, и кредитку. Через минуту получаете обратно кредитку и чек и можете ехать дальше. Что характерно - оплата автобанов в Хорватии это единственное место в Европе, где не потребовали вводить пинкод от кредитки.
Сразу за Загребом мы опять выскочили на автобан, который тянется по всему побережью до Дубровника, и если до определенного момента дорога шла по материковой части Хорватии, то после очередной горки мы впервые увидели Адриатику. Это нас сильно взволновало, именно в этот момент мы почувствовали, что близок конец нашего путешествия. Вдохновленный видом моря, я решил открыть окно, чтобы "вдохнуть свежего морского воздуха"... Идея была неудачной. Тот поток, что влетел в машину, больше всего напоминал поток из работающего на полную мощность фена. Естественно, стекло было сразу поднято, и больше я таких глупостей не делал.
Чтобы дать возможность по достоинству понять и оценить весь следующий эпизод, нужно сделать небольшое географическое отступление. Если не приглядываться к карте, то кажется, что Хорватия тянется вдоль побережься Адриатического моря от Словении на севере до Черногории на юге. Но если присмотреться, то можно заметить, что Босния и Герцеговина имеет выход к Адриатическому морю прямо через Хорватию. Маленький апендикс, шириной по береговой линии километров 20, но это побережье государства Босния и Герцеговина. А Хорватия, соответственно, разделена на две части, меньшая из которых граничит с Боснией и Черногорией. Такой, знаете ли, хорватский аналог нашей Калиниградской области.
Для того, кто едет на машине по побережью, это означает, что надо выехать из Хорватии, въехать в Боснию, выехать из Боснии, въехать в Хорватию. И затем уже выехать из Хорватии и въехать в Черногорию.
Теперь рассказываю. Два часа дня, жара неимоверная, узкая дорожка, ведущая к пограничному посту на границе Хорватии и Боснии, забита машинами. Вереница еле тащится, и мы вместе с ней. Где-то минут через 40 за очередным поворотом мы видим хорватский пограничный пункт. Встаем в левый коридор (над правым написано "для граждан Евросоюза", вроде как все пофиг, но я рисковать не стал), когда подходит наша очередь - я подкатываю к окошечку. В будке сидит насмерть одуревший от жары хорватский таможенник с осоловевшим взглядом, пот градом льется по его лицу, заливает глаза и медленно, но верно смывает с них остатки интеллекта. Искренне жалея его, я протягиваю ему наши паспорта. Он берет их, честно пытается что-то рассмотреть, потом протягивает их обратно. Типа "проезжайте". Ну нет, думаю, так дело не пойдет. Я же границу пересекаю, что мне потом говорить боснийским таможенникам? И я опять проягиваю ему паспорта, делаю выразительный жест и для верности заявляю на русском "мне нужен штамп". Его взгляд надо было видеть... Я же заставил его протянуть руку в сторону (жест номер раз), открыть первый паспорт (жест номер два), поставить штамп (считается за два жеста - опустить и поднять), и повторить тоже самое с другим паспортом, а потом мне же их еще вернуть! Причем если на всех остальных границах мне ставили штампы аккуратно, на начальные заштампованные страницы, то этот паразит влепил нам печати просто в середину, "куда паспорт открылся". Ну и ладно, думаю, и на том спасибо. Забираю паспорта и еду дальше, на боснийскую таможню. А ее нет. Совсем нет, даже в виде заброшенных будочек. То есть боснийцев абсолютно не волнует, кто к ним въезжает со стороны Хорватии. Под девизом "если уж хорваты их к себе пустили, значит к нам точно можно".
Тут до меня начинает доходить, почему мне хорватский "служитель границы" не ставил штамп о выезде. Зачем это делать, если дальше никуда не денешься? Ну, если подойти к этому строго формально, я мог свернуть в Боснию, и потом уйти в Сербию, например, или в Черногорию без въезда в Хорватию. Поскольку теоретически такая возможность была - пограничник и не стал со мной спорить или уточнять что-то. Но, скорее всего, ему было до жути жарко и тошно, и абсолютно пофиг, зачем этим двум русским нужен штамп. Нужен - получите.
А мы катили по Боснии и думали, как нам теперь объясняться с таможенниками на следующем посту. Логично было предположить, что там всех просто пропускали...
Когда мы подъехали через 20 км к границе Босния-Хорватия, то убедились, что так и было - граница практически открыта. С одной поправкой - для неграждан Боснии. Боснийская таможня тут была, и она проверяла исключительно своих граждан, которые хотели покинуть страну. До остальных ей не было никакого дела. Хорватской таможне, впрочем, тоже (там всех пропускали не глядя), но мы то были "нигде". Из Хорватии выехали, но никуда до сих пор не въехали. В общем, я протягиваю хорвату наши многострадальные паспорта и спокойно прошу его поставить нам въезд (на английском). К его чести, он сразу понял, о чем идет речь, быстро нашел все отметки и второй раз за этот день зафиксировал наш въезд в Хорватию. Облегченно вздохнув, мы покатили дальше.
Оставшуюся часть Хорватии мы тащились за исключительно педандичным немцем. Как в старом анекдоте "написано Индира Ганди - значит Индира Ганди". Указано 40 км/ч - значит будет 40, и ни копейкой больше. С одной стороны правильно, конечно, а с другой - зачем разгоняться, чтобы потом точно под знаком жамкнуть на тормоза?
Долго ли, коротко ли, но добрались мы до границы Хорватия - Черногория. Привычно подъезжаю к окошку, протягиваю паспорта и жду, уверенный, что все нормально. Ну... в общем, оно конечно, было все нормально, но у этого хорвата ушло достаточно много времени, чтобы разобраться в последовательности наших пересечений границы в этот день. Там же все было расштамповано, причем на разных листах. В конце концов он разобрался, и отпустил нас.
И вот мы катим до последней таможни на нашем пути - Черногорской. Опять мы вспомнили все страшилки, которые нам рассказывали, я лихирадочно вспоминаю, куда засунул листок с переченем того, что мы везем. Подъезжаем к пропускному пункту, отдаем паспорта и ждем. Неожиданно таможенник спрашивает "а гринкарта есть?". Я молча собираюсь вытащить из файлика страховку, но таможенник отрицательно машет рукой, мол - "не надо", штампует и отдает нам паспорта. Все, мы в Черногории.
Таким образом, мы проехали пол Европы, через десяток стран, и нигде нас не досматривали. Я выходил из машины только на русской и эстонской границе, а единственный, кто хотя бы подошел к нашей машине и заглянул внутрь, был российский таможенник. Когда мы рассказали об этом нашим друзьям - все в один голос заявили, что нам крупно повезло. Но факт остается фактом.
Последний примечательный эпизод на нашем пути - паром через Боко-Которскую бухту. Смысл его в том, что альтернативой является 40-ка километровый перегон по берегу бухты в объезд, а паром идет 5 минут. Я решил развлечься, и за билетами отправил жену, под девизом "давай, беги быстрее, а то не успеем". Кстати, действительно, могли не успеть, один паром уже отошел, второй загружался, и если бы мы не успели - пришлось бы ждать. Аж минут 5. Билеты продаются в будке в 10 метрах от парома, стоят 4.5 Евро, кодовая фраза для получения "Едну карту, молим". Жена пароль помнила, и вернулась на удивление быстро. Затем при въезде на паром я отдал квиток матросу, тот оторвал корешок и билет вернул мне. Другой матрос показал мне место, куда загнать машину. После этого мы (и не только мы) вылезли из машины и прильнули к борту. В принципе, ничего особенного - ну вода, ну ультрамариновая, седые буруны, когда паром начал разворачиваться. Но, вынужден признать, завораживает. Через 5 минут пристали к другому берегу, матрос открыл съезд и ушел. Типа, сами разберетесь, в каком порядке выезжать. Разобрались, конечно.
Затем мы доехали до наших знакомых в Будве, остановились там на один денек, чтобы немного передохнуть и развести им сетку в офисе (а то бред полный, сидят в полутора метрах от роутера, а интернет по WiFi). Что я, зря клещи для обжимки сетевых кабелей тащил?
После ночевки в Будве последний короткий перегон до нашего нового домика в Сутоморе. И сейчас я дописываю этот рассказ, сидя в шезлонге на веранде собственного дома на Барской ривьере. Приехали мы уже несколько дней назад, и много чего случилось уже здесь, но это уже совсем другая история.
P.S. Кстати, типа "реклама". Если кому нужны услуги системного администратора (комп отремонтировать, почистить или переставить систему, сеть по дому развести, IP-телефонию настроить и все такое) - я пока здесь.