Предисловие модератора
Московский фотограф Мищенко Оксана, помимо съемки людей, занимается студийной фотосъемкой животных, и, прежде всего - собак. Когда я обратилась к ней с просьбой рассказать в сообществе foto_study о том, как правильно снимать собак, я никак не рассчитывала на то, что она напишет длинную и серьезную статью, над которой будет работать долгое время, и что она столь щедро будет делиться секретами своей профессии. Оксана, спасибо большое! Если однажды я решу снять портрет своей собаки, я обязательно приду именно к Вам!
Съемка животных в студии
Некоторые думают, будто животных снимать гораздо проще, чем людей. Но после первого же эксперимента понимаешь, насколько ты был неправ. Больше всего это схоже со съемкой грудных младенцев, но и у них есть один большой плюс - они понимают слова и реагируют на них. Начиная фотографировать чужих животных , была уверена, что знание команд и некоторых слов - это хорошее правило для всех, ведь все мои собаки и кошки знали множество команд и слов. Но это суждение оказалось ошибочным. Даже среди собак вам запросто могут попасться такие, которые будут сидеть букой, глядя в пол, либо скакать по столу и по вам, и не откликаться ни на слова, ни на команды. Не говоря уже о кошках, хорьках, попугайчиках, зайчиках и прочих прекрасных созданиях. В этих случаях в ход идут все средства: дикие крики, вопли и мяукание, пищалки, и даже губная гармошка, на которой я умудряюсь играть, одновременно щелкая затвором фотоаппарата.
Cъемка животных бывает:
- рекламная (портрет, стойки, и возможно, движения для рекламы собаки или питомника)
- репортажная (съемка выставок/забегов/фристайла/аджилити и пр.)
- художественная фотосъемка (обычно в студии с использованием аксессуаров, - здесь можно дать волю фантазии. Часто это съемка с сюжетом)
В данной статье рассматриваются только рекламная и - отчасти, - художественная съемка, поскольку репортажная съемка животных заслуживает отдельной статьи.
Что мы говорим владельцам животных перед съемкой?
Многие фотографы требуют наличия у животного «обучения и воспитанности», (читай - предварительное прохождение курса дрессировки). Я не выдвигаю таких требований. Все равно любое животное спустя час устанет и начнет понимать, что вы от него хотите. Терпение, только терпение спасет вас. Несколько кадров, которые вы изначально задумали, рано или поздно получатся. Для собак на самом деле очень важна лишь одна команда - «сидеть», чтобы снять портрет, потому что все другие позы такой возможности не дают. Команде «сидеть» собаку желательно обучить до съемки, и об этом стоит предупредить хозяина. Но в моей практике было много случаев, когда собака в процессе съемки сама осваивала эту команду.
Перед съемкой мы просим владельца животного:
- обязательно привести животное в порядок (вычистить шерсть, искупать, расчесать, подрезать когти, - все как у людей перед фотосессией)
- взять с собой еду или «вкусняшки». Это нужно для привлечения внимания и для поощрения животного
- тряпки, чтобы вытереть лапы или на другие экстренные случаи, не будем уточнять, какие именно
- любимые игрушки, желательно - издающие звуки
- аксессуары. Разумеется, соответствующие аксессуары должны быть и в Вашей студии, но что-то новое может подать вам интересную идею
- по желанию владельца - одежду для его питомца. Одни хозяева любят заказывать портреты животных «без рюшечек и шляпок», другие, напротив, хотят видеть только портреты в одежде.
Обязательно сделайте «классические» портреты животного - в три четверти, в полный рост и крупным планом, без одежды и дополнительных аксессуаров. Конечно, вы изначально вы договариваетесь с хозяином животного, что именно бы он хотел видеть, и выполняете заказ. Но, сколько бы ни говорил владелец: «Мне бы что-нибудь художественное, с цветочками и галстуками», после съемки наверняка окажется, что он хочет иметь классический портрет.
Что нужно фотографу для съемки животного?
Прежде всего, колоссальная выдержка. И не только моральная, но и физическая. Бывали случаи, когда на выездной съемке приходилось работать по 12 часов, снимая большой питомник со щенками и взрослыми собаками. Здесь хорошо бы иметь чувство перфекционизма, «пока не сниму хорошо, рукой не махну», особенно это касается фотографий в стойках. На все уходит время и силы, но помните, что второго шанса может не быть и лучше сделать по-максимуму здесь и сейчас.
На уличной съемке лучше захватить с собой пенку или коврик, на который вы можете лечь. Снимать животное лучше всего параллельно его росту, а не с высоты роста фотографа. И. поверьте, гораздо комфортнее лежать на коврике, чем на мокрой траве или на земле.
На съемке в студии вы обязательно должны иметь средство для обеззараживания фона, особенно если вы снимаете маленьких щенков и котят.
Задний план фотографии должен быть по возможности однотонным, трава, стена или сильно размытое боке, в студии не пестрый фон.
При съемке животных желательно отходить как можно дальше от объекта, чтобы не получилось «гидроцефального» эффекта, - голова больше тела, если, конечно, вы не используете «fish-eye», и это не является основной задумкой.
Желательно оставлять больше свободного пространства вокруг объекта фотографирования, гораздо проще скадрировать при обработке, чем потом старательно дорисовывать фон.
Не забывайте и о контровом свете, при правильной экспозиции могут получиться превосходные портреты.
Не стесняйтесь просить о помощи хозяев (я предупреждаю их сразу, что скучать не придется и что они - главные лица в студии). Потому что самому усадить и заинтересовать животное и успеть отскочить на полтора метра и снять не всегда удается. И помощь хозяина будет как нельзя кстати. Подержать игрушку или еду, задержать собаку в нужном положении и на счет «три» отпустить - и прочие рабочие моменты.
И самое главное правило - никогда не подвергать животное риску ради эффектного кадра. Даже если вам кажется, что вот этот мастиф будет сногсшибательно смотреться с зажженной сигарой в пасти. Также, следите, чтобы животное не упало со стола, если вы фотографируете не на полу. В особенном наблюдении нуждаются щенки, которые со скоростью света могут расползтись в разные стороны и бесстрашно кинуться в «пропасть».
Многие фотографы берут расписки или договор на услуги, в которых перечисляют обязанности двух сторон участников. Таким образом, можно обезопасить себя от возможных недопониманий со стороны владельцев животного - а такие ситуации, увы, не редкость.
Съемка выставочных собак
Особая статья - выставочные собаки, съемка которых связана со множеством нюансов. Конечно, желательно, чтобы и вы, и хозяин имели так называемое «понимание породы». Это четкое представление о том, как именно должна выглядеть собака данной породы, какие точки съемки и ракурсы нужно выбирать (особенно для стойки!), должна ли быть открыта или закрыта пасть, в каком состоянии должна быть шерсть. Можно предварительно просмотреть в Интернете или каталогах, как выглядят лучшие представители этой породы, найти удачные фотографии и ориентироваться по ним. К сожалению, иногда хозяин животного хочет «правильные» фотографии, но понятия не имеет, как они должны выглядеть. Если Вы тоже не в курсе - не исключена ситуация, когда уже после окончания фотосессии, когда Вы получите гонорар и будете считать работу успешно выполненной, заказчик придет с претензией - «Выставил ваши фото в Интернете, а заводчики сказали, что все снято неправильно».
Лучше всего иметь помощника или хендлера (профессионала, выставляющего собак на выставках) помимо хозяина - особенно для съемок в стойке. Следите за тем, чтобы хендлер или части его тела не попали в кадр. Если собаку невозможно поставить в свободную стойку, и она ставится только в механическую (руками), то, заранее уточнив этот вопрос, обговорите с помощником его одежду, чтобы она гармонировала с окрасом собаки, не сливалась с ним и не была слишком бросающейся в глаза. Ну и конечно - просите хендлера улыбаться!!! Довольно часто во время установки собак в стойку у хендлеров чересчур серьезные лица и нахмуренные брови, лучше, если выражение лица будет более легким и позитивным.
Снимать стойку собаки лучше со стороны левого плеча, где-то в 45%, либо строго в профиль, опять же зависит от породы. Есть всевозможные хитрости по экстерьерной съемке, которые могут подчеркнуть достоинства, либо сгладить недостатки. Кого-то стоит снять с более высокой точки зрения, кого-то - наоборот, снизу. Если есть проблемы со спиной, то стоит зайти спереди и снять под углом, так же снимают, чтобы создать впечатление «компактности» собаки. Естественно, стоит следить за поставом ушей, хвоста и особенно лап! Даже собака с идеальным поставом лап может сесть так, что «добрые люди» найдут у нее множество недостатков - и «размет» и «свободное плечо» и многое другое, чего нет в действительности. Поэтому убеждайте хозяев или хендлеров следить за корректностью постава и смотрите за этим сами, даже если речь идет о щенках.
В любом случае, как бы это не было трудно и сколько бы подводных камней вы не находили, съемка животных - это веселое и приятное занятие. И вы получаете колоссальное удовольствие от просмотра удавшихся снимков. Ибо нет более раскованных, эмоциональных и открытых существ, чем животные. Если только дети, но это уже совсем другая история...
Мищенко Оксана 8 (926) 118 18 08
владелец миниатюрной таксы Бибигона, Интерчемпиона, актера, охотника и просто домашнего любимца.
http://f-oks.com