Роксолана

Jun 07, 2012 21:32

Взялась читать роман Павло Загребельного про Роксолану - "Вознесение".


О да, вот это мне нра, а сериал топает лесом. Но читать лично мне надо раза два как минимум. В первый - чтобы узнать, что там дальше, а второй - чтобы вчитаться во все рассуждения/описания/переживания. 
С Великолепным веком совпадают только имена героев, мордобитие Хюррем первой женой, восстание янычар и ещё немного. Хотя вроде бы история - о том же. 
Главная героиня совершенно не такая, как в кино. И внешне, и характером. И нравится мне гораздо больше, супербаба, есть, чем гордиться. Посвятила всё свободное время чтению и наукам, в итоге сразила султана и стала одной из умнейших женщин того времени. Кстати о времени, я как-то сразу не сообразила, но век-то был великолепным не только для Турции, а для всей Европы, столько появилось в это время величайших и талантливейших людей. Ну так вот, девочка сначала боролась за выживание. А за власть - уже когда закрепила своё положение. В кино же - какая-то тупенькая истеричка, фэ... Ну, за это сериал многие ругают. Уже второй сезон закончился, а Хю умом не блещет. 
После книги возникают вопросы на счёт великолепия эпохи правления Сулеймана Кануни. Как-то странновато он воюет, показуха без серьёзной прибыли.
По книге Загребельного был российско-украинский сериал. Вроде бы в нескольких частях. Я смотрела первую, но толком ничего не помню. Кроме того, что Роксолана подстроила смерть первого сына султана. Меня это тогда шокировало. Вроде бы главная героиня, эдакая средневековая Золушка, из рабыни превратилась в султаншу - и нате вам. Жестоко, слишком жестоко. Но - это я ещё не знала, что она и своих детей не шибко жалеть будет. Что поделать, обычаи были жуткие.
Жуткие и непонятные. Я вот не могу понять, на кой убивали всех братьев султана, если никто не мог гарантировать, что у него будет сын (наследник), что этот наследник выживет при чуме, чёрной оспе и прочих радостях (прививок ещё не умели делать), при заговорах и отравлениях... откуда у османов была уверенность в том, что трон не перейдёт фиг знает кому? 
Не совсем понятно на счёт веры. С одной стороны - война с "неверными". С другой - в Стамбуле "неверные" живут, торгуют, праздники свои празднуют и никто их права не ущемляет. При этом рабов, принявших ислам, периодически тычут мордой в вероотступничество. Кто предал свою веру - может и дальше предавать. Но зачем же тогда их в свою веру принимают? И почему принять ислам так просто - "поднять указательный палец и засвидетельствовать, что нет другого бога", что сам этот процесс практически никакого значения не имеет? Или что-то недодуманно, или недорассказано. Но всё-таки мне ближе версия о том, что Роксолана меняет веру ради детей, а не для того, чтобы привлечь султана.
Ну и версия о его привлечении - тоже ближе книжная. Все завлекали чем-то поверхностным, а она цапанула "внутренностью". Живым умом. Душу затронула. Причём сама-то сразу не поняла, до неё долго доходила степень обретённой власти. Просто была собой - и именно это пришлось по сердцу правителю, перед которым все выдрючиваются. 
Книжный Стамбул - намного страшнее киношного. Зато натуральнее. Автор работал с историческими источниками, а не сочинял турецкую санта-барбару. Но экранизировать всё это сложно. Диалогов мало, бабских выяснений отношений практически нет (их и не могло быть). Много таких подробностей, от которых сверхморальные зрители в обморок поляжут (о предпочтениях сулейманова папеньки, о дамских победах Ибрагима, о жестоком обращении с евнухами и т.п.).
А ещё книга очень современная. В плане отношения к власти и характера персонажей, собравшихся вокруг трона.
Зато нынешнее равноправие полов (или то, что им называют) воспринимается просто как счастье. Тогда, в 16 веке, быть женщиной - это уже приговор. Ни прав, ни надежды. Не товар, а хуже товара. А из султанского гарема даже выйти никуда нельзя было. Ну, и зачем тогда золото с соболями?

надо читать

Previous post Next post
Up