У меня было много вариантов тем для окончания первой тематической недели, посвящённой театральным подборкам. Но пятница расставила точки над ё, захотелось рассказать о том, что нынче московский зритель живёт не только развлечениями. Огромнейшим спросом пользуются постановки, поход на которые трудно назвать отдыхом... это большая работа, как минимум - со своими эмоциями. У всех зрителей свои поводы, но общие причины - возможность по-настоящему сопереживать героям, у которых вовсе не надуманные проблемы, возможность прочувствовать свою боль, когда открываешь сердце искусству, пообщаться с ней, понять, как жить дальше или распрощаться, возможность переоценить ценности, увидеть главное и понять, что нам-то сейчас, особенно в театре, жаловаться вообще не на что. Все спектакли относительно новые, большинству в подборке не больше 5 лет, т.е. они оказались востребованы именно в наше время.
Подборка будет о периоде Великой отечественной и о героях, которые оказались в мясорубке истории, не представляя, что с этим делать и как остаться собой, но всё же как-то прошли и это. Опыт героев применим к любым нашим сложностям, потому что у всех случается что-то такое, что не знаешь, как преодолеть, но всё же всегда за наш выбор отвечаем только мы.
«Моня Цацкес - знаменосец» Олега Липовецкого по повести Э. Савелы в Московском еврейском театре «Шалом». Визитная карточка театра, на которую билеты сметают, но сейчас всё же можно поймать. Начинаю с этого спектакля, как с самой оригинальной подачи и оптимистичной истории. 4 актёра на 4 стульях играют 16 персонажей и целую эпоху, и играют блистательно, перевоплощаясь моментально и полностью. Герой, который никогда не хотел воевать, попадает на фронт, теряет всех близких, но проходит все испытания с юмором и жизнелюбием. И юмор здесь - не стереотипные «еврейские анекдоты», а источник с живой водой, который может дать жизнь даже в такой тотальной катастрофе.
Также в «Шаломе» идёт прекрасная «Полная иллюминация» Галины Зальцман по книге Дж. С. Фоера. Развесёлое парадоксальное роуд-муви рассказывается параллельно с мистической историей семьи главного героя и приводит к страшному открытию... Уничтожение целой деревни фашистами, трагическое событие, порождающее серьёзные вопросы веры и человечности. Но люди живы, пока жива о них память. И грехи людей живы, пока люди помнят о них. И каждый сам знает, что и когда сделал такого, что невозможно оправдать... Трогательная наивность друга главного героя и парадоксальность повествования уравновешивают трагедию и позволяют увидеть её, не отворачиваясь.
«Ленинградские сказки» Филипа Гуревича в РАМТе, премьера этого сезона. На днях на открытие продаж не все желающие успели подойти к кассам, с онлайн-продажами тоже - кому повезёт. Но это вовсе не добрая волшебная сказка, такие в блокадном Ленинграде мог сочинять только Евгений Шварц... Неподъёмно-тяжёлой воспринимается история о блокаде, голоде, арестах, отсутствии отопления и т.д., когда главные герои - дети, когда даже в сказке их встречает многоликий бог войны Один, когда единственный путь к спасению - только жертва собой... А вокруг - настолько изломанное и перевёрнутое время, что дети уже теряют ориентиры, по-другому воспринимают жизнь, но всё же понимают, что она должна продолжаться... однако ж без надежд, без мечты, без света... Понятно, что для людей того времени так и было, но нам это так сложно принять, хочется знать, что всё проходит и что у кого-то всё будет хорошо... Невероятно тяжёлое состояние после просмотра, очень сильная постановка и аншлаги, хотя казалось бы, нынешний зритель такой ранимый (к счастью, существует не только поколение снежинок).
«Человек с глазами Моцарта» Юрия Грымова в «Модерне». Играется редко, я смотрела 9 мая, и это был настоящий подарок от театра - целый репертуарный спектакль к празднику. По-грымовски яркая, с идеальной картинкой пронзительная история выживания любви и надежды героев на оккупированной фашистами территории. Попытки найти свет даже в кромешном ужасе, потому что без него не выжить. Попытки сохранить себя там, где это стоит целой жизни. Непростая история, но после просмотра приходит катарсис, а не опустошение.
«Толстая тетрадь» Татьяны Тарасовой в Театре Наций. Билеты улетают в первые минуты продаж. История расчеловечивания братьев, оставленных у бабушки в период войны. История превращения хрупких мальчиков в хладнокровных убийц и тетради их «достижений» для выживания в жестоком мире. Страшно, ужасно, но зритель должен понимать, что сложившиеся катастрофические условия жизни вовсе не оправдывают выбор такого пути. Спектакль был поставлен со студентами курса Олега Кудряшова в ГИТИСе и благодаря зрительскому спросу дорос до великолепной жизни на сцене (сейчас все ждут, что и «Я Гамлет Ошибка» тарасовой повторит эту историю, потому что на него просто не попасть без приглашения).
«Наш класс» Натальи Ковалёвой в Театре им. Евгения Вахтангова (Новая сцена). Один из первых в стране спектаклей, на которые ввели именные билеты, при этом не возвратные, но зрители всё равно их сметают с открытием продаж. Конечно, многим важно, что главную роль играет Максим Севриновский, новая звезда театралов, но всё же 3 часа ради одного актёра не отсидишь. Одноклассники жили, мечтали и строили планы на жизнь, пока война не расставила всё по-своему и не заставила каждого сделать свой выбор, научить предательству, ненависти, вражде с некогда самыми близкими...