В театральном сезоне на конец осени ожидается «битва на Чайках» (но о ней - позже), а в целом это всё же будет сезон Гамлетов. Только в Москве намечено 8 премьер (вчера одновременно шло 3, и театралы не знали, на сколько частей им разорваться), помимо того, что уже идёт.
Некоторые премьеры уже вышли и на них уже не возможно достать билеты даже через минуту после их появления. К концу сезона на «Мелиховской весне» запланирован целый шекспировский блок, хотя раньше правила допускали только спектакли по Чехову, но уж к концу сезона Шекспира в Москве будет столько, сколько не вместит ни один фестиваль.
Главный плюс в том, что все постановки очень разные, спектакли не просто пересказывают одно и то же, а раскрывают пьесу каждый по-своему, так что в итоге Шекспир уходит в бесконечность смыслов, раз уж несколько столетий спустя в тексте можно найти новые трактовки. Да ещё и зарубежные культовые группы взялись озвучить вечную историю датского принца.
Что ж, пройдёмся по Гамлетам.
На конец сезона даже запланирован «Гамлет» в театре на Таганке, а это - сразу миллион сравнений с эталонным Гамлетом Высоцкого. Смелая идея, и раз уж взялись за её реализацию, видимо, она того стоит. Во всяком случае имя режиссёра Мурата Абулкатинова уже даёт спектаклю хороший аванс. Зрители были покорены его видением «Евгения Онегина» во время гастролей Красноярского ТЮЗа. Всё же сложно рассказать по-своему поэму, которую ставили сотни раз, но получилось прекрасное, магически-завораживающее действие в реверсе событий. В театре «Шалом» идёт не менее интересный спектакль «Тахир и Зухра». И в целом у режиссёра нестандартные работы, так что есть повод дождаться и Гамлета.
«Гамлет (творчество)» в театре Около - это «Гамлет» для продвинутых пользователей, которые знают пьесу и не боятся не понять деконструкции. Это игра в Гамлета, точнее - в его постановку в эпоху Станиславского. И это безумно интересный и смешной Гамлет с самым неожиданным музыкальным сопровождением. При всей любви и уважении к пьесе, команда спектакля показывает такую великолепную иронию, что зал вчера выходил под дружное: «Ващееееее!!!». Удивительно, насколько здесь Гамлет современно не современный, абсурдный, показанный со всей сторон и разных точек зрения и сколько юмора может нести постановка классической трагедии. Билеты надо ловить в день продаж, и если кто-то захочет поохотиться - очень рекомендую. Мне же просто невероятно повезло с заменой спектакля.
«Гамлет» в Ленкоме будет представлен 15-16 октября (и о нём подробнее - позже, пока очень мало информации, но билет в наличии). Режиссёр - Антон Яковлев.
В роли Гамлета - Лауреат премии Президента и Правительства РФ Антон Шагин. Клавдий - н.а. РФ Виктор Раков и з.а. РФ Максим Аверин, Гертруда - н.а. РФ Анна Якунина, Офелия - з.а. РФ Алла Юганова, Полоний - н.а. РФ Иван Агапов и н.а. РФ Владимир Юматов, Лаэрт - Игорь Коняхин.
Знающие люди ждут постановку из-за того, что Антон Шагин уже играл принца в студенческие годы и это было особенно хорошо, а уж с годами и развитием мастерства должно стать несравнимо лучше. Посмотрим.
фото из спектакля театра Ленком
Студенческие спектакли по Гамлету - особая «фишка» сезона. Представьте, что дети ещё даже диплом не получили, а на их постановку уже мечтает попасть вся Москва.
Я - Гамлет Ошибка от Кудряшей (ГИТИС) - настоящее событие, которое, как все надеются, вырастет в полноценный спектакль по билетам. Пока же его можно посмотреть по регистрации. Можно, если успеете за несколько секунд с момента её открытия. Мест не так много, зато желающих... Недавно на эту постановку разыгрывали места - выстроилась очередь почти в 500 человек, и это только активные театралы нескольких чатов...
Это очень интересная, трогательная и трагичная работа, в которой смерть ждёт всех персонажей (всей Гамлетов и Офелий). История слома привычной устроенной молодой жизни, жизни на самом её старте, когда вдруг что-то пошло не так и не ясно, почему, весь мир становится чужим, близких людей не остаётся и во всём этом надо как-то существовать...
Это не привычный пересказ пьесы, а несколько ключевых сцен (с выходом в современность, потому что герой за годы и столетья ничуть не устарел). Выразительная пластика, иногда говорящая больше слов. Молодые, очень талантливые, «горящие» творчеством студенты, которыми рассказана очень близкая каждому и понятная история
афиша спектакля
«Гамлет» Школы-студии МХАТ (в народе - Гамлет Гуревича). Его можно посмотреть по билетам (700 руб.), но это не спасает от переаншлага. Кто видел, говорит, что оно того стоит, потому что получилось новое, необычное прочтение пьесы (необычное - для тех, кто уже видел с десяток вариантов или даже больше).
«Наш спектакль про родителей, которые обязывают детей решать свои нерешенные вопросы, и про детей, которые этого делать не хотят. Дети пытаются собрать разрушенный мир в память о папе. Cыновья все равно обожают своих отцов и будут это делать вопреки своей воле. Гамлет-ребенок, который в силу возраста не видел того, чтобы было до времени его осознанности, залезает под стол с чувством неоплаченного долга. Он хочет дружить с девочкой, кататься на папиной машине и слушать Pink Floyd - папину музыку. Гамлет-отец зол на весь мир, потому что его отлучили от власти. Мы хотим и одновременно не хотим быть похожи на своих родителей»
Будет возможность - идите, смотрите
Ну, и пару слов о заграничных Гамлетах.
В Турции Гамлет - один из культовых персонажей, живущий на сцене и в классике, и в комедии, помимо этого активно присутствующий в фильмах и сериалах в виде отдельных цитат. Например, обычный современный герой абсурдистского драмеди после ссоры с другом может выйти и поговорить сам с собой монологом Гамлета, решая, что дальше делать. Даже об отце Гамлета (тоже Гамлете) больше 10 лет идёт успешная постановка, причём комедийная. Ну, в целом, мы-то никогда не отставали, у нас - то постановка в «Берегись автомобиля», то Офелию вспоминают в «Кубанских казаках». Пьеса уже давно универсальна и применима ко всему и к любому жанру.
31 мая был анонсирован турецкий мюзикл «Чистилище» на песни культовой рок-группы Mor ve Ötesi. Сейчас ещё идут репетиции, подбираются аранжировки к песням, но уже известно, что это история вечного выбора Гамлета, зависшего между «быть» и «не быть». Работает сильная продюсерская команда, ранее у них с неизменными аншлагами шёл мюзикл «Алиса» по Льюису Кэроллу.
Солист группы и автор песен Харун Текин говорил: «Бессмертный текст Шекспира сочетается с новыми аранжировками песен Mor ve Otesi, ставших настоящей классикой, и представляет собой первый реализованный проект "акапельного мюзикла" на нашем языке. Гамлет пытается справиться с правдой словами Mor ve Otesi, герои того времени встречаются с современными. Сильный актерский состав работает в сопровождении живого оркестра, но также исполняет некоторые песни акапелла. Очень старая история с новой подачей, скоро»
Уже осенью Харун обалдевал от новости, что его любимая группа Radiohead готовит мюзикл уже по своим песням, говорит, что безмерно счастлив оказаться с такими музыкантами в одном творческом потоке.
А это уже слова солиста Radiohead: "Это интересный и пугающий вызов! Адаптирую оригинальную музыку для живого выступления с актёрами на сцене, чтобы рассказать эту историю, которая никогда не заканчивается, используя свои привычные песни и ноты, вытаскивая из слов новый контекст, подбирая ноты к горю, лежащему в основе паранойи Гамлета. Использую музыку как обозначение присутствия в помещении, смотрю, как нечто невидимое материализует призраков"
Премьера в Манчестере 27 апреля.