Учиться, учиться и ещё раз учиться

Aug 26, 2024 20:16


По случаю Дня актёра не могу пропустить чек-лист Элики. Хороший вопрос про необходимость учиться профессии. Хороший, но не особо понятный, потому что не знаю ни одного «самодельного» актёра, все при образовании. А как без образования? Может, для роликов в сети или для кино/сериалов можно и без образования, там монтаж, музыка, озвучка и т.д. Но на сцене в двух шагах от зрителя непрофессионализм заметен сразу и на любом плане. Потому что хороший актёр присутствует, проживает и рассказывает историю своего персонажа на любом плане, а не хороший в массовых сценах может «куда-то выйти», т.е. физически вроде бы здесь, но его как бы нет.



Актёрство - это и физическая работа (даже если в постановке нет танцев, особой пластики и т.п., пробыть два-три часа на сцене - не легко, а вокруг ещё какие-то люди, которых важно не задеть и не толкнуть), и умственная, потому что чем лучше известны глубинные мотивы персонажа, чем лучше понятен автор пьесы, эпоха действия и её пересечения или параллели с современностью, чем лучше развито понимание человеческой психики и умение рассмотреть все её тёмные стороны, тем под бОльшим впечатлением уйдёт зритель.
Когда актёр - просто исполнитель и делает всё, потому что «ну, режиссёр так сказал», персонаж теряет кровеносную систему, а что-то не живое трудно любить. О тех, кто просто проговаривает текст, я даже не говорю. Конечно, есть спектакли, в которых народ идёт на «о, я этого где-то видела», и это обеспечивает аншлаг. Но когда зритель не просто занимает чем-то время, не просто ищет знакомые лица, чтобы потом друзьям рассказать, а погружается в созданный мир, новую культуру, проживает всё вместе с героями, понимает лучше себя, включая свои болевые точки и тёмные стороны... это уже совсем другая история.
Техник создания магии на сцене великое множество, поэтому научиться всему - невозможно, это должен быть бесконечный процесс. И вот если актёр занят этим процессом, это подарок для зрителей, потому что разница всегда очень заметна и уровень всегда выше (а нам уровень очень важен, потому что время, в т.ч. на театр - ресурс не восполняемый, и его можно либо потратить впустую, либо открыть маленький портал в бесконечность).
Зритель со своей стороны тоже может поучиться, для себя же. Как минимум - прочитать произведение, потому что даже у наших классиков случаются сюрпризы, шокирующие нежные современные души. Совсем уж эпик фейл, когда зритель не знаком даже со школьной программой по литературе, но и такое, увы, часто встречается, несмотря на вездесущий интернет. В идеале ещё найти, что о постановке говорил режиссёр, потому что сейчас на сцене сплошь «мета-вселенные», смесь эпох и культур, и их можно понимать и смотреть с удовольствием, а можно ждать, когда пойдут субтитры с разъяснениями (которых, конечно же, не будет)

театр, #летниедни, особое мнение

Previous post Next post
Up