Почём художественное слово?

Dec 18, 2011 10:45

Оригинал взят у sergeytsvetkov в historyfakts

Наткнулся в Сети на любопытную таблицу писательских гонораров в дореволюционной России (составитель мне неизвестен). Сумма указана в рублях за так называемый печатный лист. Сейчас это - 40 000 знаков вместе с пробелами (около 20 машинописных страниц), раньше, кажется, он был чуть поменьше - ок. 30 000 знаков. В общем, размер "среднего" рассказа - не короткого и не длинного.


Абсолютные лидеры второй половины XIX в., как и ожидалось, - Л.Толстой, Тургенев, Достоевский, Лесков (как видим, рынок оценивал качество литературы достаточно справедливо, с небольшой поправкой на моду).
Видно также, что писатели "второго и третьего ряда", в общем, тоже не бедствовали. Для сравнения: в 1896 г. среднегодовая зарплата рабочих механических и машиностроительных заводов Петербургской губернии составляла 362 руб., равняясь жалованью командира роты (366 руб.) и превосходя жалованье младшего офицера-подпоручика (294 руб). http://www.adjudant.ru/officer/05.htm
То есть, потратив месяц на написание одного-двух рассказов, можно было получить годовой оклад младшего офицера или рабочего. А "толстый" роман приносил уже значительные по тем временам деньги. Известно, что Гаршин под конец жизни думал писать исторический роман о Петре I, а на гонорар купить себе дом.

Жаль только, что в таблице не указан источник столь подробных сведений. Непонятно отсутствие в списке 1850-1860-х гг. А.Дружинина, который был никак не менее популярен, чем Писемский с Григоровичем. Для проверки привожу несколько цитат, характеризующих положение ведущих русских писателей в начале ХХ в.

Начнем с Чехова. Посылая свое первое "серьёзное" произведение - повесть "Степь" - в редакцию "Северного вестника", Антон Павлович затребовал 200 руб. за лист и получил ответ одного из создателей журнала Плещеева:
«Редакция вся к Вам относится наилучшим образом и просит Вас без церемоний заявлять Ваше желание насчет гонорара... Если эта цена [запрошенные Чеховым 200 рублей] кажется Вам недостаточной, просите прямо, что Вы желаете. Я уверен, что Вы в самом скором времени будете получать по 300 р. и что в будущем этим не ограничится».
И точно, в 1899 г. М.Горький пишет Е.Пешковой о Чехове:
"Неделя" платит ему 500, а Маркс (издатель А.Маркс) за каждый напечатанный лист дает еще 200. Так не платили даже Толстому (явное расхождение с данными таблицы). Но Чехов стоит и большего".
И опять - исключительно верное предвидение.В январе 1904 года газета «Новости дня» сообщала: «Книгоиздательство «Знание» предложило А.П.Чехову за напечатание "Вишневого сада" 5 000 рублей - по 1 1/2 тысячи рублей за лист. Гонорар - небывалый в России". Опять расхождение с таблицей.

Следует добавить, что сам Горький был одним из заправил книгоиздательства "Знание" и в качестве такового самому себе платил 1000-1200 руб. за лист. Впрочем, и других писателей не обижал, хотя никогда не возвышал их гонорары до своих.
Ив.Бунин свидетельствует:
"Знание" сильно повысило писательские гонорары. Мы получали в "Сборниках Знания" кто по 300, кто по 400, а кто и по 500 рублей с листа, он (Горький) - 1000 рублей: большие деньги он всегда любил".

Встречал еще такие данные, что после Горького писательский ранжир выглядел следующим образом:
Леонид Андреев - 800-1000 руб.
Куприн - 600-800 руб.
Бунин - 400-600 руб.
Однако подтвердить ссылками не могу.
В целом можно сказать только одно: сказочная эпоха, когда издатели и редакторы готовы были платить наивысшие гонорары не за развлекательную литературу!

штуки, (с), habitus

Previous post Next post
Up