Позади остались лес, горы, виноградники и полынные поля. И вот мы с "Тропы Грина" вышли в край голубых вершин, чистого моря, романтики и вдохноения - Коктебель. Мне именно таким видится это место. Летом шумно и многолюдно, пахнет эфирными маслами и крымскими травами. А зимой наоборот, тихо, пустынно, аскетично - и это моя любимая пора! Мечтаю, что когда-нибудь мы поселимся тут, будем ходить-бродить по берегу моря выискивать красивые камушки, вечерами сидеть у камина и пить чай из трав, собраннх тут же в горах и читать интересные книги в кресле под пледом. Это мечта, моя мечта! Может и не стоит ее озвучивать, но уж больно она желанна.
Итак, мы подошли к дому Макса. Это завершающий этап нашего путешествия. Нас, "гриновцев" уже ждут сотрудники музея и готовы провести для нас экскурсию. Давно хотела побывать в этом музее, но все никак не собраться. А тут все сложилось: муж и родители меня отпустили на целый день и остались с детками. Так что это мое время. Можно расслабиться и вспомнить, как это, когда ты предоставлен только себе и своим мыслям. А ведь это когда-то было... Или нет...?
В доме три этажа и на самой крыше смотровой балкончик. Обычно туристов на него не пускают, слишком он ветхий. Но для нас сделали исключение и дали возможность посмотреть на окрестности и карадагский профиль волошина, который устремляет свой взгдяд в море. Ведь есть и такие, кото этот профиль не видит... А я увидела сразу. Почему-то нам не показали столовую и зимний кабинет..Очень жаль.
Скажу честно, я немного знала про самого Макса Волошина, про его семью, про историю этого дома. Но после экскгурсии многое прояснилось и захотелось еще что-то почитать и поузнавать на эту тему.
Тут я расскажу вкратце про музей опираясь на информацию, полученную от гида и чуть-чуть подсмотрю в интернет-источники. Ну чтоб не соврать в каких-то моментах.
А на сайте
http://киммерия-волошина.рф/ можно прочитать подробнее про "Историко-культурный мемориальный музей-заповедник "Киммерия М.А. Волошина", в который входят ряд музеев Старого Крыма, Феодосии и Коктебеля
Экскурсию по первому и второму этажу для нас провел научный сотрудник музея Андрей Пристинский.
Начнем с того, кто же такой этот загадочный Макс Волошин?
Масксимилиан Александрович Волошин родился 28 мая 1877 года в Киеве в семье юриста. Вскоре родители развелись и Макс остался с матерью Еленой Оттобальдовной (годы жизни 1850-1923 гг). Отец умер в 1981 году. Детсво Макс провел в Таганроге и в Севастополе. Начал учиться в 1-й Московской гимназии, а когда в 1893 году они с мамой переехали в Крым в Коктыбель, Макс продолжил обучение в Феодосийской гимназии (в этот период он жил на съемной квартире в Феодосии)
С 1887 по 1889 Волошин учился на юридическом факультете Московского университета, но был отчислен за участия в беспорядках. С этого момента он начал самообразование, в 1900-е много путешествовал, слушал лекции в Сорбоне, в Париже брал уроки рисования у художница Кругликовой Е.С. В 1903 вернулся в Москву, много публиковался.
А в 1906 году женился на художнице Маргарите Васильевне Сабашниковой (автор книги "Зелная змея") и поселился с ней в Петербурге.
В 1907 году Макс вернулся в Коктебель. 22 ноября 1909 года между Волошиным и Гумелевым состоялся дуэль на Черной речке. Секундомером Макс выбрал себе графа Алексея Толстого. А причина дуэля - поэтесса Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак)
В 1910 году в Москве вышел первый сборник стихотворений Волошина, в это же время он стал много времени уделять живописи, писать акварельные пейзажи Крыма.
В 1914 году увлекся идеями религиозно-мистического учения антропософии и уехал в Швейцарию, где с единомышленниками пытался востановить культурный центр основанный Рудольфом Штайнером (тот самый основатель столь популярной сейчас Вальдорфской педагогики)
После революции 1917 года Макс окончательно поселился в Коктебеле в доме, который строила его мама с 1903 по 1913 гг. Здесь он написал основную часть своих акварелей.
В 1924 году Волошин превратил свой дом в бесплатный Дом творчества
А 9 марта 1927 года вступил в брак с Марией Степановной Заболоцкой (1887-1976 гг) С ней он прожил до конца своих дней. И после его кончины Мария Степановна смогла сохранить его наследия и сам Дом поэта.
После второго инсульта 11 августа 1932 года Максимилиан Волошин скончался в Коктыбеле. Похоронили его вблизи Коктебеля на горе Кучур-Янышар.
Все видеть, все понять, все знать, все пережить
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
****************
Волошин часто подписывает свои акварели: «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы» (о Луне); «Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»; «В шафранных сумерках лиловые холмы»… Эти надписи дают некоторое представление об акварелях художника - поэтических, прекрасно передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение.
*************
На фотографиях Макс Волошин с Маргаритой Сабашниковой в Париже, примерно 1906 г.
Лик на камне...
Архитектура дома отражает широкие взгляды, нестандартность мышления писателя - это красивое, необычное сооружение асимметричной формы с множеством интересных архитектурных элементов. Двухэтажное здание представляет собой два будто бы отдельных сооружения, объединенных в одно целое комплексом балкончиков и просторной галереей под открытым небом, возвышающейся над обеими частями здания.С левой стороны это практически обычный сельско-дачный дом с белыми стенами и балкончиком, а выложенная из желто оранжевого кирпича правая часть дома с выступающей трехгранной трапецевидной стеной с высокими окнами на втором этаже создает впечатление, что ею поэт выразил свою приверженность к высоким вкусам, отдал дань эпохе романтизма. Правая часть дома напоминает фрагмент дворца или старинного замка, и эта деталь делает сооружение очень необычным, запоминающимся.
На фото дом в 1920-х гг.
Такая милая шкатулочка, украшенная коктебельскими камушками
Хитон, в котором Макс со своими многочисленными гостями-обормотами ходил по окрестным горам и равнинам. Посох, а на голове венок из кермека и полыни
Мне всегда в домах-музеях очень интересны предметы утвари, чем пользовались в хозяйстве в те годы
Столетие назад творческая интеллигенция собиралась в доме Волошина, чтобы общаться, отдыхать и вдохновляться свежими впечатлениями. Гости приезжали сюда в поисках спокойствия и уединения, сбегая от суетливой столичной жизни, искали здесь единомышленников, способных понять их внутренние переживания. И в гостеприимном Коктебеле каждый неизменно находил то, что искал. Именно поэтому дом Волошина был постоянно наполнен живыми литературоведческими спорами, изящными шутками и духовными беседами. Список гостей крымской дачи довольно внушителен, в апартаментах Волошина отметились О. Мандельштам, А. Белый, М. Горький, В. Брюсов, М. Булгаков, А. Грин, С. Эфрон, М. Цветаева, Н. Гумилёв, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Петров-Водкин и другие известные деятели культуры. И сегодня тропинка к дому известного поэта не заросла. Каждый год сюда приезжают тысячи туристов, поклонников поэзии и просто жаждущих полюбоваться старинными интерьерами и проникнуться духом эпохи Серебряного века.
*********************
Кукла, сделанная в технике папье-маше. В доме Макса очень часто устраивали спектакли и представления для детей и взрослых. И несколько личных вещей Макса
В свой день рождения, 28 мая, Волошин обязательно устраивал детский праздник с костюмами, танцами, играми, представлениями
«…Коктебель не сразу вошел в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять его красоту и единственность…».
***************
*************
У меня тоже есть такой утюг. Я им придавливаю скрап-альбомы для просушки)
***************
********
Поднимаеся на второй этаж
Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.
В прохладных кельях, беленых известкой,
Вздыхает ветер, живет глухой раскат
Волны, взмывающей на берег плоский,
Полынный дух и жесткий треск цикад..
И мы оказываемся в святая-святых - мастерской Максимилиана Волошина. Здесь сохранился аутентичный интерьер, каждая вешь на том месте, которое определил для нее хозяин.
В фондах музея хрянятся почти 55 тыс. экспонатов, очен много книг, около 10 тыс. Плюс научные труды, которыми все время пополняются фонды. И все эти книги прочитаны Максимилианом Волошиным. Он даже однажды жаловался на то, что в доме уже совершенно нечего читать! В этой комнате он писал свои акварели, сохранились все баночки с красками, растворителями, мольберт, письменный стол. Волошин собирал омытые морем коренья винограда, называл из габриаками. Таких габриаков довольно много в разных комнатах дома. Повсюду засушенные растения, камни.
*****************
Керосиновая лампа под столом. Такую же мне подарил в этом году один добрый дядечка, хазяин маленького виноградника в поселке Междуречье
Сотрудник музея Андрей Пристинский
**********
В "каюте" мастерской Волошина стоит бюст Танах - египетская царица, мать фараона Эхнатона. Слепок этот был приобретен в Берлинском Королевском музее слепков в 1905 г. самим Максом
Над лестницей, которая ведет на антресоли мастерской распологается библиотека и портретная галерея.
Большой портрет Волошина выполннный мексиканских художником Диего Ривере
Старинное зеркало во весь рост
Окрестности Коктебеля
Поднялись на антресоль мастерской. Практически все вещи подлинные, сохранились с тех времен, когда тут жил Макс со своей семьей и многочисленными гостями. Отсюда двери ведут в летний кабинет и террасу
Летний кабинет Волошина. Тут тоже огромное колличество книг, портретов, памятных вещей, картин Макса, стол для работы, кровать. Многие предметы мебели делал сам хозяин дома. Все очень просто и аскетично.
Те самые габриаки
Ковры и предметы быта
Повсюду книги, их такое множество, что не сосчитать... Неужели один человек может столько прочесть за свою жизнь? Удивительно... и низкий поклон!
Здесь для нас экскурсию провел научный сотрудник музея Вадим Шушунов
**************
Согласитесь, атмосферно... В льняной простой одежде и босой!
**********
Маргарита Сабашникова "Автопортрет" 1905 г.
А здесь тайная дверца (середина картины вынимается и за ней ход). Там, под самой крышей Макс прятал белых от красных, а красных от белых. Да и вообще Макс готов был помочь всем, кто искал пристанища в стенах этого дома.
Выходим на балкончик, поднимаемся на смотровую площадочку на самой крыше...
Вон там, вдалеке профиль Волошина. Видите?
Все, на этом моя культурная программа закончена. Я иду в сторору пляжа, где меня уже ждут сыновья, родители и любимый муж. А сейчас в Коктебеле как раз прохоит Джаз-фестиваль и публика съехалась разношерстная со всей страны. Кругом уличные мастера -лепят, плетут, вяжут, играют на различных инструментах, поют, танцуют... Хиппи, благовония, атрибутика! Красота! Жизнь всеми красками сверкает!
****************
Надеюсь, получилось интересно,атмосферно и информативно! До новых встреч!