Я пробежалась по залам, нашла свои любимые, почти идентичные, работы Веласкеса с инфантой Маргаритой. Одна под названием "Менины" с фрейлинами, карликом и самим художником на заднем плане.
Вторая - почти копия первой, но без излишеств, просто маленькая девочка в
тяжелом взрослом платье, с большими грустными глазами, - благодаря Веласкесу,
одна из самых знаменитых испанских принцесс.
Художник любил ее рисовать и оставил несколько портретов девочки.
Она была первым ребенком Филиппа Четвертого, чья конная статуя возвышается сейчас на площади Ориенто, как раз напротив королевского дворца, поэтому неудивительно, что заказов на ее изображение было много.
Впервые Веласкес изобразил ее в 1653 году, когда ей было всего три годика.Портрет хранится в Вене.
А луврский портрет написан в 1654. Разница заметна: за год волосики у девочки отрасли.
Через два года, в 1656 появляется "Портрет Инфанты Маргариты"( сейчас в Вене в
Музее истории искусства) и знаменитые "Менины".
А еще через три года - "Портрет инфанты Маргариты в голубом платье" - 1659 (Вена. Музей истории искусства).
И последняя работа Мастера, законченная уже после его смерти в 1660 году его зятем и учеником Хуаном Батистом Мартинезом - "Инфанта Маргарита Австрийская", выставленная сейчас в Прадо рядом со знаменитыми "Менинами".
Этюд к этому портрету, написанный предположительно в 1658-59 годах, является гордостью Киевского музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.
Когда Маргарита повзрослеет и станет невестой императора Леопольда Первого Габсбургского, портрет девочки в голубом платье будет послан жениху, чтобы познакомить его с будущей женой, несмотря на то, что невесте было уже 14 лет, а не 8, как на портрете.
Позже Мартинез исправит это упущение и в 1666 году напишет еще один портрет -
"Маргарита Испанская в траурном платье". Маргарита носила траур по отцу - Филипу IV, умершему в сентябре 1665.
Портрет будет также послан в качестве свадебного подарка жениху. Обе картины находятся сейчас в Австрии в венском музее - Kunsthistorisches Museum Vienna.
В этом же, 1666, году 15-летняя инфанта станет женой 26-летнего императора Германии, ставшего императором в 16 лет, создавшего Австрийскую империю (просуществовавшую до Первой Мировой войны) и правившего этой империей почти полвека. Она проживет с ним в счастливом браке 7 лет, родит ему четверых детей и умрет от родов в 23 года. Но для многих навсегда останется маленькой
испанской принцессой с портрета художника Веласкеса.
А для меломанов - девочкой, о которой думал Равель, когда создавал свою бессмертную «Павану в честь усопшей инфанты» (Maurice Ravel: Pavana per a una infanta difunta).