Бизнес "на шару"

May 11, 2017 23:32



"Как Балду без расплаты оставить?"
А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде"

Однажды, оказавшись за одним столом с известным бизнесменом, я спросил, сколько, по его мнению, требуется нынче денег, чтобы запустить новую газету? Бизнесмен уже успел немного расслабиться, да и повод для застолья был действительно радостный. Поэтому он не отмахнулся от моего вопроса, а удостоил хотя и коротким, зато исчерпывающим ответом.
"Так ведь за деньги любой дурак газету сделает, - сообщил он. - За деньги - не фокус: Ты попробуй без денег сделать. Вот где крутизна, я тебе скажу!" (мы были едва знакомы, но привычка "тыкать" всем подряд, приобретенная в комсомольских кабинетах, оказалась на редкость живучей).
"Но как же: без денег? - возразил я. - Ведь надо, чтоб люди работали: писали, верстали, фотографировали:"
Мой собеседник рассмеялся. "Выигрывает не тот, кто вкладывает и получает. Тот, кто вкладывает и получает, скорее всего, прогорит - слишком много вкладывать придется. Выигрывает тот, кто почти ничего не вкладывает и все равно получает. Вот где искусство! Вот где настоящий бизнес! Если ты умеешь это - ты настоящий профи: А за чужие деньги, кто хошь газету сбацает".
Выигрывает тот, кто почти ничего не вкладывает и все равно получает. Вот где искусство! Вот где настоящий бизнес!



Откровения уважаемого финансиста - чего греха таить! - задели за живое. Одно дело, когда вас пытаются надуть мелкие жулики, вбрасывая в почтовые ящики объявления вроде "1000 гривен в неделю! Специального образования не требуется! Возраст значения не имеет!", а на самом деле предлагая продавать нечто непродаваемое с зарплатой "от выручки", причем перед тем, как продавать, вы должны сей чудный товар у них же и приобрести. Совсем другое дело, когда "бизнес на шару" является принципом, своеобразной идеологией, и вас пытаются "кинуть" уже не разово, а "всерьез и надолго".

Конечно, не следует обобщать. Далеко не все бизнесмены являются "шаровиками". Но слишком уж много развелось любителей не вкладывать, но получать. А современная "шаровая" мысль шагнула так далеко вперед, что уже нуждается в специальном обзоре.

Стратегия №1 - "гуд бай!" Метод дешевый (во всех смыслах), но по-прежнему приносящий плоды. Суть его - взять (а точнее, не взять) человека на работу с испытательным сроком. Выгода в том, что испытательный срок не оплачивается. Представьте, месяц бесплатного труда! Надо ли говорить, что по окончании срока и вне зависимости от результатов "шаровик" скажет соискателю: "Извините, вы нам не:" и гуд бай! Почему? Да потому что за дверью нетерпеливо ждет следующий бесплатно-испытуемый: Все усилия "шаровика" элементарно сводятся к тому, чтобы найти двенадцать простаков (а в таком большом городе, как Киев, можно при желании найти и сто двадцать!) и грамотно скоординировать "график" их работы - и вот на протяжении целого года (!) у него и волки сыты (то есть работа сделана), и бабки целы:

Применяется и другая тактика. Испытательный срок оплачивается (50% ставки), но при этом он назначается максимально длинным (известны случаи до трех месяцев и более). По истечении срока, опять же, "гуд бай!". Тактика потребует некоторых затрат (впрочем, минимальных), но тоже очень выгодна: Можно возразить, мол, подобная кадровая политика не может обеспечить качественную работу. Ну и что? Ведь "шаровик", если помните, формулирует задачу немного по-другому: получить результат почти ничего не вложив. Эта задача выполнена.

Стратегия №2 - "практиканты". Редкий работодатель заплатит практиканту денежку, а уж "шаровик" точно ничего не заплатит. Да еще идейную базу подведет - мол, мы с ним договор об оплате не заключали. Студент был у нас на практике, работал не за деньги, а для приобретения навыков и получения зачета - так мы ему практику зачли, справку выдали. Какие претензии? Если это студенты-журналисты, аргументация чаще всего будет такой: пускай вообще скажет спасибо, что "засветился" в нашем престижном издании (телеканале, радиостанции). Еще, мол, вопрос, кто кому платить должен! Руководители некоторых СМИ специально "организовывают" себе студентов-практикантов. Расчеты показывают, что это не так уж и малоприбыльно, как может показаться со стороны: Слишком уж много развелось любителей не вкладывать, но получать. А современная "шаровая" мысль шагнула так далеко вперед, что уже нуждается в специальном обзоре.

Стратегия №3 - "грандиозные перспективы". Это более респектабельная стратегия. Работнику не будут морочить голову, как, например, в стратегии №1 - напротив, всячески будут подчеркивать, что здесь не "шара". Зачислят в штат, издадут приказ: В чем суть этой стратегии? В маленькой зарплате и больших обещаниях. "У нашей компании грандиозные перспективы. Вот-вот мы должны получить американский грант (варианты: заключить шикарный контракт, получить огромную сумму от нашего должника, крупный рекламодатель будет размещать у нас рекламу и проч.), и вот тогда наступит полное благоденствие, которое отразится и на ваших доходах:
А сейчас, чтобы вы сразу почувствовали себя членом нашего коллектива, вот вам небольшая зарплата - собственно, и не зарплата даже, а так, как говорится, для поддержания штанов. Само собой, вы достойны большего, мы очень ценим вас. Но нужно немного подождать и не упустить свой шанс. Здесь же не шара какая-нибудь, вы же сами видите!.."
Увы, вожделенное "вот-вот" все не наступает, потом плавно раскручивается тема с новым "вот-вот", которое тоже почему-то не наступает, и так далее: С помощью стратегии "грандиозные перспективы" неглупый "шаровик" может годами водить за нос доверчивых простаков, на самом деле имея их за гроши.

Стратегия №4 - "визитка". Всякий "шаровик" знает простой секрет: чем ниже должность и меньше оплата, тем круче ее надо назвать. Не "рекламный менеджер", а "директор по рекламе", не "верстальщик", а "главный дизайнер", не "наборщица" и даже не "оператор компьютерного набора", а "ведущий специалист по информационным технологиям". К должности необходимо приложить дорогую фирменную визитку - собственно, главную гордость и стимул работника. Далее работнику популярно объясняют, что теперь все зависит от него. Что его ждет головокружительная карьера, если, конечно, зарекомендует себя ценным сотрудником. Словом, прояви себя, парень, а там посмотрим: Вот в этом "посмотрим" и заключена суть. Кто будет смотреть, куда и, главное, как долго - никому неизвестно. С помощью этой нехитрой, в общем-то, стратегии можно морочить человеку голову сколь угодно долго. Не повышая, естественно, при этом зарплату, но подбадривая и обещая. Да и магия крутой должности на визитке завораживает. Что делать, все мы тщеславны, особенно когда вам еще нет 30-ти: Как только обладатель "визитки" начнет выказывать признаки беспокойства и потихоньку присматривать другую работу, ему подыскивают замену. А "шаровик", знай, ухмыляется: пару лет человек добросовестно вкалывал (стремился проявиться!) ну за очень смешные деньги...

Недавно автор этих строк прочитал в газете объявление: "Московскому журналу такому-то для работы в украинском офисе требуется главный редактор. Требования: Photoshop". Заинтригованный странным требованием, звоню. И выясняю, что на самом деле московская редакция будет предоставлять украинскому офису 99% материалов, а 1% - это имиджевая реклама украинских компаний, которую и потребуется обрабатывать на упомянутом Photoshop. То есть на самом деле требуется обычный верстальщик, но сложность в том, что иногда придется делать и рекламные интервью, однако гонорары для этого не предусмотрены. Поэтому верстальщик должен еще иметь и навыки интервьюера (со своим диктофоном!). Поскольку таких странных специалистов в природе по определению не существует (трудно, например, найти театрального билетера с навыками вождения трамвая), то и придумали "крутую визитку" - главный редактор. Звучит? Звучит. А ставка: ? от минимальной ставки верстальщика + ? от минимальной ставки корреспондента = 1 ну очень минимальная ставка. Зато, черт возьми, какая визитка!

Стратегия №5 - "привязать к рабочему месту". Слава богу, речь идет не о физическом привязывании веревками - каждый "шаровик", не раз и не два прочитав Ильфа и Петрова, чтит Уголовный кодекс. Но ведь есть привязки посильнее веревок. Например, служебный ноутбук. Оплаченный Интернет. Корпоративная "мобила". Отпуск за границей (правда, на одного, без семьи и не в пик сезона): Вариантов много, главное, уловить, где слабое место у конкретного работника.
В чем же тут "шара"? Ведь хорошо, если работодатель заботится о сотрудниках. Конечно, хорошо, что заботится. Плохо только, что зарплаты платит им паршивые. Настолько паршивые, что приходится применять дополнительное стимулирование, иначе людей не удержать: А "шара" заключается вот в чем. И "мобилы", и Интернет, и турпутевки, и прочее, как правило, организовываются по бартеру (особенно в масс-медиа). То есть на самом деле "шаровику" не стоят ни копейки. Его реальные денежные затраты на работника составляют все ту же смешную до неприличия ставку:

Особое "искусство" - платить зарплату так, чтобы на самом деле ее не платить. Точнее, почти не платить. Искушенные "шаровики" разработали для этого несколько стратегий.

Стратегия №6 - "мелкие купюры". Особенно результативна, если босс и персонал располагаются в разных офисах. Босс приезжает к сотрудникам и быстро выдает зарплату в пухлых конвертах. Конверты, как вы уже догадались, напичканы мелкими купюрами. Например, тысяча гривен - по одной, по две гривны. Пока люди сосчитают такую пачку и успеют понять, что получили половину ожидаемой суммы, шефа уже и след простыл: Стратегия, прямо скажем, пижонская и недолговечная, но тоже приносящая плоды. И, между прочим, ею не пренебрегали в свое время некоторые нынешние медиа-магнаты, раскручивавшие в первой половине 90-х свои первые газеты, первые телекомпании: "Скажи мне, как ты платишь зарплату, и я скажу, кто ты"

Стратегия №7 - "курс у.е.". Ее суть видна на следующем примере. В одной почтенной компании специалиста берут на работу и определяют зарплату в у.е., причем цифра по сравнению с компаниями-конкурентами называется неслабая. Несколько позже выясняется, что у компании свой собственный внутренний курс у.е., о чем работнику, естественно, не сказали, - в два раза меньший, чем обычный. И человек получает половину той суммы, на которую рассчитывал. Ему терпеливо объясняют, что на такой шаг компания вынуждена была пойти ввиду таких-то временных сложностей, но бухгалтерия ведет учет задолженности работникам, так что долги обязательно будут выплачены. Человек терпит некоторое время, ждет, надеется, потом решает уйти. Тогда ему сообщают, что в случае ухода долговые обязательства компании (юридически, конечно, никак не закрепленные) будут аннулированы:

Другой вариант этой стратегии выглядит так. В организации, где работал мой коллега, однажды всем сотрудникам выплатили ровно половину зарплаты. На удивленные вопросы последовало разъяснение, дескать, зарплату мы вам заплатили из денег, которые нашей компании вернула фирма, бравшая их в долг. Поскольку в долг мы им дали два года назад по тогдашнему курсу, они и вернули его в гривнах по тогдашнему курсу. Так что у.е. мы вам начислили правильно, просто с курсом пересчета в гривны вам (!) не повезло: Для несообразительных специально уточнили, что других денег на зарплату у компании сейчас нет, поэтому если кого не устраивает (и недвусмысленный взгляд на дверь). И тут оказалось, что всех все устраивает. "Шаровики" знают, что делают: Стратегия позволяет платить половину зарплаты на протяжении нескольких месяцев подряд. Вплоть до полугода - все зависит от ловкости "шаровика", личного обаяния и владения секретами психологии.

Любопытным дополнением к описываемой стратегии может служить следующий эпизод. Студент иняза выполнил перевод брошюры по заказу одной издательской структуры. Шеф этой структуры рассчитался с переводчиком лично, вручив ему, как и договаривались, несколько сотенных купюр зеленого цвета. Через некоторое время переводчик позвонил к издателю и сообщил, что выданные им стодолларовые купюры ни в одной обменке не принимают, хотя внешне и на ощупь они сомнений не вызывают: Вы думаете, наш "шаровик" сделал вид, что не понимает, о чем речь? Или, не дай бог, послал переводчика подальше? Ошибаетесь. "Какие проблемы, старина, - промурлыкал он, - подъезжай, я заменю". И, представьте, заменил. Но, во-первых, гривнами, а во-вторых, в размере 50%: Итог, как и в предыдущих примерах, все тот же - выплачена половина суммы.

Стратегия №8 - "долги". Не так прибыльна, как предыдущая, зато напрочь отбивает у персонала охоту увольняться. А это здорово развязывает "шаровику" руки: Суть стратегии в следующем. Потихоньку затягиваются сроки выплаты зарплаты - если за январь, допустим, платили в начале февраля, то за февраль - уже в конце марта, а за март - в середине июня и т.д. Уловка проста: если работник подает заявление об увольнении, долг по зарплате не выплачивается. И получается, что 3-4 последних месяца человек вкалывал бесплатно: Мысль об этом настолько унизительна, что не позволяет бросить все и уйти - человек надеется как-то "вызволить" свои деньги. И продолжает работать. Что и требовалось доказать. В ответ искушенный "шаровик" обязательно применит стратегию №7. Да и все другие - тоже.

Рассматриваемая стратегия имеет важное следствие - назовем его "склероз". Представьте, в конце августа выплатили (наконец-то!) зарплату за май, а в первых числах сентября - опять зарплата! Руководство объясняет, что это - зарплата за август. Быстро и оперативно. Дескать, дела у компании улучшились, теперь все будет хорошо. Сотрудники вдохновлены, но все же интересуются: а как же долги по зарплате за июнь-июль? "Будем выплачивать!" - следует бодрый ответ. Затем в течение нескольких месяцев в фирме аккуратно начинают платить зарплату, но: только за "новые" месяцы. А долги понемногу уходят в прошлое, оставаясь невыплаченными. Проходит месяц, два, три - руководство ни словом не вспоминает о прежних долгах. Время работает на "шаровика". Ведь странно, согласитесь, прозвучит весной требование работника выплатить ему зарплату за прошлогодний июнь: Как показывает практика, с помощью "склероза" можно выплачивать 7-9 зарплат в году вместо 12.

Стратегия №9 - "временные трудности". "Шаровики", наделенные обаянием - харизматики, симпатяги и прочие, - никогда не опустятся до стратегии №6. Они тоже умеют платить половину, но при этом действуют аккуратнее, продуманнее. Такие не будут мелочно обсчитывать подчиненных, чтобы потом прятаться от них. Еще чего!.. В их арсенале имеется другое оружие - обаяние. То есть демонстрация своей открытости для подчиненных, готовность решать их проблемы (это всегда подкупает). Симпатяга не будет ждать бунта в коллективе, напротив - первым обратится к подчиненным с проникновенной речью о "временных трудностях" (реальных, но сильно преувеличенных либо воображаемых) и попросит войти в положение. "Я понимаю, - обязательно скажет он, - что вам будет непросто. У всех семьи, дети. Но я рассчитываю на ваше терпение и понимание". Временные трудности, впрочем, на поверку могут оказаться очень даже постоянными - как показывает киевский опыт, при правильном исполнении и умелой аранжировке эта песня может длиться и полгода, и год: Затем пару месяцев платится полная зарплата (чтоб выпустить пар в коллективе), после чего можно переходить к стратегии №7.

Особое "искусство" - платить зарплату так, чтобы на самом деле ее не платить. Точнее, почти не платить.

Неумелое использование данной стратегии может привести к разным казусам. Успех возможен только в случае, если у руководителя еще не исчерпан кредит доверия и если он сам, а не по настоянию изголодавшегося и возмущенного персонала, пускается в объяснения. Словом, если хочешь выглядеть другом трудового коллектива, то, как говаривал Козьма Прутков, будь им. И ни в коем случае не откладывай на потом малоприятный момент объяснения с подчиненными: Один столичный "шаровик" дотянул объяснение до момента, когда коллектив уже три месяца не получал ни копейки и, как говорится, атмосфера была накалена до предела. Поводом для "задушевного разговора" он выбрал празднование дня рождения одного из сотрудников. "Да, мы не платим зарплату, - неожиданно заявил "шаровик", - потому что мы направили прибыль на покупку дополнительных помещений для офиса, это стратегически важно. Компания расширяется - это, в конце концов, и в ваших интересах". На что молоденькая сотрудница недоуменно спросила: "Так вы покупали недвижимость за наши деньги? Значит, мы тоже являемся совладельцами?" И разговор вместо задушевного вышел совсем на иные интонации:

Стратегия №10 - "натуроплата". Применяется нечасто, но результаты приносит. Сначала персоналу долго не платят зарплату, потом выдают какие-то крохи и твердят, что скоро все долги погасят. Люди не без оснований подозревают, что все это - пустые слова: И вдруг им выдают талоны, позволяющие бесплатно отовариться на такую-то сумму (а именно - в размере зарплаты данного сотрудника) в дорогом магазине, предположим, модной одежды. Причем по ценам со скидками. Выбора нет - работник уже успел понять, что если откажется, то и этого может не быть. И в счет зарплаты "берет" модную куртку по заоблачным ценам. Если бы ему выдали зарплату деньгами, он бы никогда такой покупки (по крайней мере, в этом суперфешенебельном месте) не совершал. А кормить семью чем?.. Вы спросите, откуда у "шаровика" эти талоны, да еще и со скидками? Разгадка, как правило, проста, как угол дома. Владелец модного магазина задолжал "шаровику" большую сумму. Он готов отдать долг, но с деньгами, естественно, расставаться не хочет и предлагает рассчитаться своим товаром, причем со скидками. Казалось бы, при чем здесь коллектив? А при том. Товары пусть забирают сотрудники, а "шаровик", пользуясь случаем, сэкономит денежную массу, которую он потратил бы на зарплату. И получится так, что долг возвращен все-таки деньгами:

Прояви себя, парень, а там посмотрим: Вот в этом "посмотрим" и заключена суть. Кто будет смотреть, куда и, главное, как долго - никому неизвестно.

Теперь главный вопрос - секретный. Чтобы вся эта "шара" срабатывала, принося "бабки" практически на пустом месте, персонал необходимо морально готовить к той участи, которая ему уготована у "шаровика". Словом, проводить работу. Аккуратную, незаметную, но очень жесткую и целенаправленную. На Диком Западе ей давно дали имя - Brain Washing. Промывание мозгов: Утренние рассказы босса о вчерашнем крупном проигрыше в казино - и это на фоне давно не выплаченных зарплат; его же воспоминания (как бы к слову) о том, как они с супругой, будучи в Лас-Вегасе, ходили на выступление Мадонны и каждый билет стоил штуку баксов - это тоже на фоне не выплаченных зарплат; дружеский треп боссовой жены о своих обновках, о космической стоимости обучения их чада в лицее и стоит ли покупать этим летом еще один джип; послеотпускной показ альбомчика с фотографиями, сделанными на жарких островах с пальмами - в контексте невыплаченных персоналу отпускных; периодические просьбы разменять $100 у сотрудников, уже забывших, как выглядят дензнаки, - только наивному человеку это может показаться всего лишь элементарной бестактностью. Мол, сытый голодного не поймет. На самом деле все сложнее. Подобные действия имеют конкретную задачу - морально подавлять персонал. И, как видите, достигают своей цели. Зачем, спросите, морально подавлять? Элементарно, Ватсон: чтобы люди были рады хотя бы тем крохам, которые иногда выплачиваются в результате применения стратегий №№1-10.

Платить иль не платить - вот в чем вопрос. Каждый настоящий "шаровик" задается этой поистине гамлетовской проблемой. И решает ее чаще всего "на шару", подчас теряя голову (в переносном смысле) от свалившихся "бабок".

В связи с этим вспомнился эпизод, которым хочется завершить этот обзор. В одной фирме "шаровик", успешно применявший стратегию №8, уже несколько месяцев не платил никаких денег. А тут - вот незадача! - день рождения его супруги, занимавшей в этой же фирме вторую по значению должность. Имениннице стало неловко - ведь сотрудники наверняка будут сбрасываться ей на подарок, а у людей давно нет денег. И за несколько дней до праздника она пригрозила благоверному, что если зарплата не будет выплачена, торжеств в офисе не будет. В общем, в день ее рождения, с утра, зарплату за один месяц со скрипом выплатили. Именинница была так горда своим подвигом во имя народа (напоминавшим скорее шубу с барского плеча), что охотно рассказывала сотрудникам о том, каких усилий ей все это стоило. И удивилась, когда один из подчиненных заметил ей, что вообще-то зарплату надо выплачивать не потому, что у кого-то день рождения, а просто потому, что это ее мужа (и ее) обязанность. И делать это ежемесячно, а не раз в году - на день рожденья: Бедняга вообще не просекла, о чем речь. Убежала к себе в кабинет, расплакалась: Мол, я за них горой, а он, неблагодарный, даже спасибо не сказал.

Что и говорить, грустная история. Жаль женщину, расплакавшуюся в свой день рождения. Но еще печальнее, что она так и не уловила, о чем же в действительности шла речь. Что выплата зарплаты - никакой не подвиг, а просто обязанность. Такая же обязанность, как у персонала - выполнять свою работу.

Раньше говорили: "Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты". Предлагаю новую формулу. Вот она: "Скажи мне, как ты платишь зарплату, и я скажу, кто ты".

Станислав Цалик
Источник

http://www.uznai-pravdu.com/viewtopic.php?f=29&t=4815&sid=e86ed4e667d116a8358d8693622eddc8

деньги, тайное, гады, мошенничество

Previous post Next post
Up