Боливийско-чилийская граница
Граница всегда такое место, через которое проходить одна морока - обычно там очереди, бумажки всякие заполнять надо, пограничники норовят вывернуть тебя наизнанку, и все такое прочее. Но зато для наблюдений открывается масса возможностей, так как на границе идет своя особая жизнь, складываются свои отношения, шныряют колоритные персонажи, мечутся граждане и гражданочки в поисках правильной дороги, и над всем этим царствует система в лице стражей границы. Иногда границу проходить просто, достаточно показать паспорт,иногда это превращается в редкостную мутотень.
Например, когда мы проезжали из Эквадора в Колумбию, никто у нас никаких паспортов не проверял. Вообще даже на не спросили, куда мы едем и зачем. Ни отметок в паспорте, ничего. Обратно в Эквадор въехали точно также. Просто ехали в общем потоке, среди грузовиков, и на нас никто не обратил внимание. Странная какая-то была граница.
В последней поездке по Боливии, Чили и Аргентине пришлось пересечь три границы -перелет в Боливию и обратно я не беру в расчет, там все стандартно, я про пересечение границы на машине. Очень интересный опыт.
Итак, граница между Боливией и Чили. Стоит сказать, что отделяют эти две страны горы, которые идут сплошной грядой. Высота примерно 4 с половиной тысяч метров над уровнем моря, глухомань редкостная. Сквозь эти горные гряды идет несметное количество партизанских троп, проложенных контрабандистами, которые тягают в чилийские порты кокаин в промышленных масштабах и дешевое топливо (от щедрот Чавеса), а обратно волокут всевозможные товары (в основном китайского производства) и автомобили, избегая их растаможки. Вообще такое впечатление, что вся Боливия живет на контрабанде. Вдоль границы с Чили тянется цепь небольших военных гарнизонов, которые перекрывают дороги шлагбаумами и трясут с проезжих пятачки, но граница при этом практически открыта.
Итак, как мы проходили границу. Где-то километров за двадцать на дороге нас тормознул чувак в форме. Оказалось, что это таможенник. Как выяснилось потом, на всю границу с Чили на этом участке (а это километров так двести) выделено всего два таможенника. Поэтому ловить контрабандистов в общем-то некому, ограничиваются проверкой тех, кто едет по цивильным дорогам. Дядька этот попался веселый и словоохотливый, минут двадцать без остановки грузил нашего Маркоса рассказами из серии "а тут еще было вот что...", и давал советы, куда не соваться, и кого опасаться. Потом он сказал, что на самой границе никого сейчас нет, и попросил нас самих там шлагбаум поднять, и еще очень просил не забыть его закрыть, чтобы граница не была открыта настежь, ибо порядок прежде всего. Объяснил, что ехать ему с нами туда далеко и влом, поэтому у ж как-нибудь без него. Поставил нам печати в паспорта, что мы больше не в Боливии, и отправил нас в добрый путь. Ехали мы дальше в состоянии легкого недоумения, так как Маркос озадаченно объяснил, что на границе в Боливии всегда строго, граница здесь какая надо, ибо нефиг, это вам не Европа.
Действительно, через двадцать километров была граница. Был на ней и шлагбаум, а также надписи, что здесь Боливия, а там Чили. Я вышел, поднял шлагбаум, дождался, когда проедет машина, и аккуратно опустил железяку. Вот так вот я оказался главным на границе между двумя странами, к которым к тому же не имею никакого отношения.
Открываю границу
Держу границу
Нейтральная полоса
У истории было продолжение. Въехали на территорию Чили. Также никаких погранцов, никаких таможен, езжай куда хочешь. Ближайшая таможня и пограничный пункт находились в 42 километрах от границы. Поехали туда - нужны были печати в паспорт, чтобы не нарываться на неприятности. Чили страна суровая, времена Пиночета оставили глубокий след в душах чилийцев, с законом там лучше не шутить. Приезжаем к таможне. Никого нет, ждали минут сорок, пока не появятся пограничники и таможенники. Зато когда они появились, началось реальное действо - сначала нам сунули кучу бумаг, которые надо заполнить, потом вытащили все из машины, облазили ее чуть ли не с микроскопом, просветили наши сумки и рюкзаки через аппарат серьезней, чем в американских аэропортах, заставили вывернуть карманы, принудили выбросить сыр и прочий провиант, который мы не доели в дороге. В общем, шмон стоял такой, какой со мной был всего один раз в жизни. И то, в тот раз трясли не меня, а моего партнера по бизнесу, на машине которого мы поехали в Финляндию, я стоял в сторонке и наблюдал за процессом. Собственно, и здесь мы с Еленой как бы до кучи оказались, так как трясли Маркоса с его машиной с боливийскими номерами. На мой вопрос, а что они хотят найти, если у нас было 42 километра дороги, на всем участке которой мы могли миллион пятнадцать раз спрятать любую контрабанду, никто мне не ответил. Я так понимаю, чилийцы меня просто не поняли, а Маркос сделал такие умоляющие глаза, что я дальше ничего не стал уже спрашивать - действительно, граница не место для шуток и таких вопросов, на границе с чувством юмора всегда напряженка. Сыр было вот только жалко, если бы я знал, что с ним так поступят, я бы его точно по дороге где-нибудь припрятал, чтобы потом за ним вернуться. Это я все к тому, что бюрократия везде одинакова, что в России, что В Канаде и Штатах, что в Боливии с Чили - абсурдные действия это их святая прерогатива.