В Тэгу открыли статую президента Пак Чонхи

Dec 24, 2024 06:38





23 декабря на площади перед главной железнодорожной станцией города Тэгу - вокзалом Тондэгу (동대구역) - состоялась церемония открытия трёхметровой статуи бывшего президента Южной Кореи Пак Чонхи (1917-1979 гг.). Саму площадь перед вокзалом ранее уже переименовали в Площадь Пак Чонхи. Сделано это было по инициативе слегка придурошного мэра Тэгу Хон Джунпхё, который затеял масштабный проект по увековечению памяти своего кумира - покойного южнокорейского диктатора.



Согласно задумке Хона, в Тэгу скоро появится ещё один памятник Паку - шестиметровый. Его установят в новом Парке Пак Чонхи около будущей городской библиотеки, которую планируется открыть в октябре 2025 года.



Церемония открытия памятника у вокзала Тондэгу 23 декабря. Мэр Хон Джунпхё - в центре с красным шарфом.

А вообще, в Корее сейчас уже, кажется, больше десятка памятников Паку. Слово “кажется” я использую потому, что по идее надо бы тщательно проверить, какие монументы уже установлены, а какие только готовятся к установке, но мне этими проверками заниматься совершенно недосуг. Если хотите, можете сами посчитать где, чего и сколько, взяв за основу, например, информацию из недавней заметки в тэгуском региональном издании “Пхёнхва ньюс”. Само издание - довольно левацкое, но кто ещё взял бы на себя тяжкий труд собирать информацию обо всех на свете памятниках Паку, кроме леваков, которым покойный диктатор особенно ненавистен? Вот они и постарались, насчитав по состоянию на конец сентября 9 готовых памятников и 4 - в стадии изготовления. С тех пор минимум два из тех четырёх недоделанных, включая привокзальную статую в Тэгу, были установлены и открыты.



Установленные и устанавливаемые памятники Пак Чонхи в Южной Корее по состоянию на сентябрь 2024 года. Сплошным черным шрифтом обозначены уже имевшиеся тогда памятники (9 штук). Белый шрифт с чёрной обводкой - это на тот момент ещё не открытые памятники. Среди последних и трёхметровая статуя Пака у вокзала Тондэгу.

Надо, наверное, отметить, что памятник Пак Чонхи в Южной Корее - это что-то вроде памятника Сталину в России, особенно довоенной или даже ельцинской. Аналогия, конечно, во многом хромает - потому хотя бы, что Пака со Сталиным сравнивать всё-таки неприлично: корейский диктатор был вполне себе кровав, но по масштабам зверств он не то что рядом не стоял со Сталиным, а его бы и за версту от Сталина было не найти. Поэтому я сравниваю здесь не масштабы преступлений, а именно степень конфликтности самой идеи установки памятников Сталину и Паку, соответственно, в РФ и Южной Корее. С одной стороны, и там, и здесь у такой идеи есть жаркие сторонники, причём не только из числа бывших вертухаев, но и в современном истеблишменте, особенно региональном. С другой стороны, есть и множество противников, которым непонятно, как можно ставить памятники кровавому тирану, даже если у него, помимо преступлений, есть некие истинные или мнимые заслуги. Причём если в РФ противники установки памятников всяким странным людям в эти дни помалкивают, чтобы случайно кого-нибудь не “оскорбить” или, упаси Бог, не “дискредитировать”, то в Корее без шумных протестов, конечно, не обходится.



Памятник Пак Чонхи, его дочке Пак Кынхе и их телохранителям (?) на озере Помун в городе Кёнджу, пров. Кёнсан-Пукто. Что называется, не приведи, Господь, ночью свидеться.

Вот и в этот раз противники Пак Чонхи, включая общественные организации и представителей Демократической партии, провели митинги протеста на площади перед вокзалом Тондэгу до и после церемонии открытия памятника. А днём ранее, 22 декабря, там же прошла экстренная пресс-конференция, на которой оппоненты назвали установку статуи «откатом назад, противоречащим духу времени». Возмутилась даже государственная контора - Национальное агентство железных дорог (국가철도공단), управляющее железнодорожной инфраструктурой. Оно подало судебный иск с требованием приостановить установку статуи. Однако городские власти Тэгу заявляют, что имеют полное право использовать площадь перед вокзалом Тондэгу по своему усмотрению.

В итоге памятник был успешно установлен, так что протесты в Корее, как видим, помогают не всегда, особенно если это протесты противников Пак Чонхи, устраиваемые в Тэгу, то есть в натуральном логове местных консерваторов, откуда пошли почти все фигуранты популярных в соцсетях списков южнокорейских президентов, которые плохо кончили - это не только Пак Чонхи, но и Чон Духван, и Ро Дэу, и Ли Мёнбак, и Пак Кынхе, и нынешний недодиктатор Юн Соннёль.

Некоррумпированные политики в Корее отсутствуют как класс, и представители противоборствующего “демократического” региона Хонам (호남, это обе провинции Чолла и Большой Кванджу) тоже мимо плохо лежащих денег ни в коем случае не пройдут, но политики из Тэгу и его окрестностей - это просто что-то с чем-то. А конкретно - неприкрытое фанатение по твёрдой руке в сочетании с коррумпированностью по самое не могу. В российских реалиях это было бы нечто вроде помеси коммунистов с единороссами, которые, кстати, в последнее время чуть ли не каждый день воздвигают памятники то Сталину, то Дзержинскому.

Сталину его фанаты обычно ставят в заслугу индустриализацию и победу в войне, впрочем признавая иногда “отдельные недостатки” и “перегибы на местах” типа 1937 года. Подобным же образом современные поклонники Пак Чонхи в Корее зачастую охотно соглашаются, что местами ему можно было бы, наверное, действовать и помягче, и понежнее - хоть и не факт. Но при этом они просто не могут сдержать своего восхищения выдающимися экономическими успехами, которых Южная Корея добилась под руководством Пака.

Восхититься действительно есть чем. Если в год прихода к власти Пак Чонхи (1961) номинальный ВВП на душу населения в стране составлял 94 доллара, то в год убийства Пака (1979) ВВП был уже целых 1784 доллара (статистика Всемирного банка). В результате к 1980 году (статистика МВФ) страна уверенно обогнала Папуа Новую Гвинею и достигла - вы не поверите - уровня Берега Слоновой Кости!

Это, кстати, и есть то самое “корейское экономическое чудо”, о котором все поют - выход на уровень Берега Слоновой Кости, ныне известного как Кот Д’Ивуар.

Справедливости ради, этот уровень был чуть выше и уровня Польской Народной Республики тоже.

Люди, которые поют о чуде, постоянно забывают, что чудом оно было только в сравнении с той полнейшей и зияющей задницей, в которой страна оказалась после Корейской войны. Для тех, кто жил в Корее в то время, рост ВВП в 19 раз с 94 до 1784 долларов казался, наверное, невероятным, фантастическим рывком вперёд. Но, объективно говоря, к моменту убийства Пак Чонхи Южная Корея продолжала оставаться весьма бедной страной.



10-метровая статуя Пак Чонхи, открытая 5 декабря этого года в городе Андоне, столице провинции Кёнсан-Пукто. На постаменте (его тут не видно) написано: «Великий президент Пак Чонхи, победивший пятитысячелетнюю бедность» (오천년 가난을 물리친 위대한 대통령 박정희).

Пак безусловно заложил некоторые важные основы будущего прогресса. Но если говорить о том, когда же корейское общество стало по-настоящему зажиточным, то случилось это отнюдь не при Пак Чонхи и даже не при Чон Духване. Настоящий рост благосостояния начался именно с демократизацией страны - при Ро Дэу и Ким Йонсаме, с конца 1980-х годов.

Впрочем, так же, как фанатам Сталина никогда не объяснишь, что этот товарищ был на самом деле союзником Гитлера, которого тот потом обвёл вокруг пальца, а войну под не самым чутким сталинским руководством выиграла вся страна - при очень важной, если не сказать решающей, помощи западных союзников, так и тут: в глазах поклонников Пака именно он вывел корейцев из нищеты, и никакие цифры ни за что не поколеблют этого глубокого убеждения. А значит, впереди нас ждёт установка ещё десятков или даже сотен памятников гениальному вождю и спасителю нации от бедности президенту Пак Чонхи. Запомните, как говорится, этот твит.

Думается, что нынешнее оживление фанатов Пака происходит ещё и в рамках резкой политической поляризации, которая наблюдается в Корее (и, кстати, не только). Люди из Тэгу чувствуют себя в эти дни в натуральной осаде. Их партия проигрывает выборы за выборами, их президентов одного за другим подвергают импичменту и сажают за решётку на длительные сроки. Другие бы в такой ситуации опечалились и призадумались, не стоить ли подправить что-нибудь в покосившейся консерватории. Но не таков гордый тэгуский народ! Он лишь укрепится в своей вере в необходимость твёрдой руки - для насаждения свободы и демократии путём рассадки политических конкурентов по тюрьмам, понаставит новых бронзовых идолов, чтобы на них молиться, а электоральные неудачи будет объяснять коварными происками северокорейского режима, его тайных агентов и прочих антигосударственных элементов (см. тут).

И всё это ни разу не смешно. Мы ведь только что наблюдали самую настоящую попытку государственного переворота в исполнении именно этой банды убеждённых в своей правоте недоумков. Да, вместо нормального человеческого переворота у них опять вышел какой-то берег слоновой кости, но они честно пытались - этого у них не отнять.

Репортаж об открытии памятника Пан Чонхи на станции Тондэгу 23 декабря 2024 года:

image Click to view


Внимание! Теперь вы можете поддержать проект «Новости Южной Кореи», купив мне чашечку кофе. Или три чашечки. Или даже пять. Да-да, я начинаю кампанию по сбору донатов. Если она пойдёт хорошо, я смогу, наконец, осуществить мечту всей своей жизни: ни о чём не беспокоясь, целыми днями только тем и заниматься, что писать для вас новости и заметки о Корее. Подробности читайте по той же кофейной ссылке.

Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в Телеграме, Твиттере или Инстаграме.

Пак Чонхи, Тэгу, Новости Южной Кореи

Previous post Next post
Up