Торговый порт Пусана
В августе, как и в предыдущие три месяца, в Южной Корее был
вновь зафиксирован профицит
счёта текущих операций. Это означает, что в указанный период страна за счёт экспорта и иных заграничных источников дохода получала больше денег, чем тратила на импорт и другие расходы за рубежом. Иначе говоря, долларов в Корею прибывало больше, чем убывало из неё.
Вы можете спросить, зачем вам об этом знать?
Ну, например, затем, что сальдо счёта текущих операций - один из ключевых факторов, влияющих на курс южнокорейской воны. При прочих равных условиях (которые, правда, никогда не бывают равными, вечно в этой жизни что-нибудь да не так), если в страну извне поступает слишком много долларов, то создаётся их избыток, предложение на валютных торгах превышает спрос, и доллар дешевеет, а вона укрепляется. А если наоборот, Корея больше тратит долларов, чем зарабатывает, то они становятся дефицитным товаром и дорожают.
Согласно данным Банка Кореи, в августе сальдо счёта текущих операций было положительным и составило $6,6 млрд. Это меньше, чем в предыдущем месяце, когда профицит достиг $8,97 млрд., но всё равно весьма приличная сумма. Всего же за восемь месяцев с начала года положительное сальдо составило $53,6 млрд.
Важная составляющая счёта текущих операций - торговый баланс, то есть разница между экспортом и импортом товаров. В августе южнокорейский экспорт вырос на 7,1% по сравнению тем же периодом прошлого года и достиг $57,45 млрд, тогда как импорт увеличился на 4,9% до $50,86 млрд долларов. Следовательно, положительное сальдо торгового баланса составило $6,59 млрд (от $57,45 млрд отнять $50,86 млрд).
Дефицит счёта услуг в августе равнялся $1,23 млрд. Наибольший вклад в этот дефицит внёс туризм, отрицательное сальдо по которому достигло $1,26 млрд. Ровно на столько корейские туристы потратили за рубежом больше денег, чем иностранные путешественники в Корее.
Ещё одна составляющая счёта текущих операций - счёт так называемых первичных доходов, к которым относится заработная плата иностранных работников, дивидендные выплаты и процентные доходы. По этому пункту в августе зафиксирован профицит в размере $1,69 млрд. Он, правда, оказался почти вдвое меньше, чем в июле ($3,15 млрд).
Самые пытливые умы могут узнать и другие удивительные финансовые подробности, ознакомившись с
оригиналом статистического отчета Банка Кореи на его сайте.
Теперь немного о курсе доллара.
Изменение курса доллара США в Южной Корее в последние месяцы
Из того, что было сказано в самом начале, можно было бы совершенно правильно заключить, что в нынешней ситуации доллар в Корее должен ослабляться, ведь в страну за 8 месяцев поступило “лишних” $53,7 млрд. Другим фактором, который обычно вызывает падение курса доллара, стало недавнее решение ФРС США о снижении базовой ставки, причём сразу на 0,5 %. И действительно, вскоре после этого доллар в Корее начал потихоньку слабеть. Если ещё в июле он то и дело подбирался к отметке 1400 вон, то к концу августа подешевел примерно до 1330 вон, а 27 сентября и вовсе опустился до уровня 1308 вон.
Разные эксперты тут же начали
бойко предсказывать, что процесс укрепления воны продолжится, и уже скоро мы сможем увидеть доллар дешевле 1300 вон. Однако не успели они это предсказать, как доллар их всех обманул, сделал резкий поворот на 180 градусов и опять пополз вверх. 8 октября он стоил 1341 вону.
Значит ли это, что местные эксперты ничего не понимают в валютных курсах? Нет, не значит. У них были все основания делать те прогнозы, которые они делали. Но они никак не могли предвидеть, что Иран совершит массовый ракетный обстрел Израиля и израильтяне начнут планировать такую ответку, которая может привести к резкому росту мировых цен на нефть. В ситуациях подобного рода инвесторы, а также импортёры нефти (а Корея импортирует всю нефть, которую потребляет, причём в основном как раз с Ближнего Востока) начинают скупать доллары, отчего курс американской валюты ползёт вверх.
Наконец,
пишут, что в последнее время из-за каких-то там разочарований инвесторов по поводу внезапных изменений экономической политики Китая стал падать юань. А если падает юань, то за ним по ряду причин неизменно дешевеют южнокорейская вона, тайваньский доллар и другие региональные валюты.
Вот так всякие форс-мажоры и портят малину нашим экспертам, привыкшим делать прогнозы на основании анализа факторов, которые безотказно действуют только в более-менее мирное и спокойное время. В остальные же времена действует Золотое правило инвестора: в любой непонятной ситуации покупай доллары.
Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись
на мой канал в Телеграме,
Твиттере или
Инстаграме.