Как многие из вас знают, в связи с российской агрессией в Украине Сеул ввёл
экономические санкции против РФ, и это, конечно, не могло не отразиться на товарообороте между двумя странами. Тем не менее торговля между Южной Кореей и Россией продолжается, хоть и в существенно меньших объёмах.
О том, как шли дела в 2022 - 2023 годах, я
подробно писал в январе. Посмотрите тот материал, если не видели и если множество цифр и букв вас не пугает. А сегодня давайте вкратце посмотрим на положение дел в первые пять месяцев 2024 года в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет. Статистику такого рода всем желающим любезно предоставляет
сайт Корейского статуправления.
ЭКСПОРТ
Южнокорейский экспорт в Россию в январе - мае 2024 года составил 2,1 млрд долларов. Это на 31,2 % меньше, чем год назад. Доля России в совокупном южнокорейском экспорте составила 0,8 %, и РФ оказалась на 25-м месте в списке экспортных партнёров Кореи.
Для наглядности посмотрите данные по экспорту в Россию за первые пять месяцев четырёх последних лет:
- 2021 г. - $3,7 млрд
- 2022 г. - $2,65 млрд
- 2023 г. - $3,05 млрд
- 2024 г. - $2,1 млрд
Как видите, показатель нынешнего года заметно ниже, чем предыдущие. Откат по объёму экспорта произошёл примерно на уровень 2009 - 2010 годов, то есть лет на 15 назад.
Что именно Южная Корея экспортировала в Россию? Ниже приведена первая десятка категорий продукции по объёму экспорта в январе - мае 2024 года. Указаны: объём экспорта по данной категории в долларах США, его процентное изменение в сравнении с прошлым годом и процентная доля этой категории товаров в общем объёме экспорта.
- автомобили - $249 млн (-44,8 %; 11,8 %)
- транспортно-погрузочное оборудование - $214 млн (+49,2 %; 10,2 %)
- косметика - $153 млн (-8,9 %; 7,3 %)
- синтетические смолы - $151 млн (+19,1 %; 7,2 %)
- нефтепродукты - $111 млн (-24,9 %; 5,3%)
- батарейки и аккумуляторы - $84 млн (+193 %; 4 %)
- электронные приборы (전자응용기기) - $77 млн (-10 %; 3,7 %)
- изделия из пластика - $75 млн (+2,1; 3,6 %)
- строительная и горная техника (건설광산기계) - $72 млн (-68,7 %; 3,4 %)
- материалы для тонкой химии (정밀화학원료) - $69 млн (+240 %; 3,3 %)
КАЗУС КЫРГЫЗСТАНА
Статистика южнокорейско-российской торговли изменяется в закономерном направлении, учитывая растущее напряжение в отношениях Сеула и Москвы. Но хочется упомянуть и о “маленьких хитростях”. Например, в последние годы просто небывалый бум переживает южнокорейский экспорт в Кыргызстан. Судите сами. В 2021 году, то есть до войны, Корея экспортировала в эту центральноазиатскую страну товаров на 112,5 млн долларов. И это был типичный показатель для двусторонней торговли на протяжении многих лет. Однако в 2022 году корейский экспорт в Кыргызстан вырос более чем в три раза до небывалых 372 млн долларов. Предыдущий рекорд был в 2008 г. и равнялся $166 млн. Но каково же было всеобщее удивление (нет, его не было), когда выдающийся результат 2022 года был вновь превзойдён более чем в три раза в следующем 2023 году, и экспорт достиг 1,17 миллиарда долларов! Просто фантастика!
Так и хочется спросить: дорогие кыргызстанцы, откуда у вас столько денег? Чудеса, да и только! Нефть, что ли, вы там у себя нашли, или как?
Мало того, на прошлогоднем достижении неожиданно и сказочно разбогатевшие кыргызы останавливаться явно не собираются. В январе - мае текущего года они закупили корейских товаров почти в полтора раза (на 44,5 %) больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года - на 557 млн долларов. Такими темпами прошлогодний фантастический рекорд долго не продержится.
Интересно, конечно, какого же размера должен достичь экспорт Южной Кореи в Кыргызстан, чтобы те, кому положено, начали, наконец, задаваться вопросом, откуда эта довольно бедная страна с населением в пол-Москвы, весь ВВП которой - 13 млрд долларов, берёт миллиарды на покупку корейских товаров и зачем ей их столько?
Если вам интересно, что именно поставляется в Кыргызстан из Кореи в больших количествах, то это не военная тайна. Почти половину стоимости ($216 млн) экспорта в январе - мае составили (извините за последующее занудное описание) автомобили с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня, с рабочим объёмом цилиндров более 1500 см3, но не более 3000 см3 (товарный код - 870323). Тем, кто сломал себе мозг, читая это: не парьтесь, нас тут интересуют только объёмы цилиндров.
Ещё $104 млн дают автомобили с двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) с рабочим объёмом цилиндров двигателя более 1500 см3, но не более 2500 см3 (код - 870332).
На третьем месте ($65 млн) идут автомобили с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня, с рабочим объёмом цилиндров двигателя более 3000 см3 (код - 870324).
На четвёртом месте ($45 млн) - автомобили с двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) с рабочим объёмом цилиндров двигателя более 2500 см3 (код - 870333).
Угадайте с трёх раз, почему кыргызам полюбились именно эти автомобили? Поздравляю, вы угадали: кыргызы тут совершенно не при делах. Просто именно такие автомобили с рабочим объёмом цилиндров более 1500 см3 подпадают под южнокорейские санкции против России. Поэтому их сначала везут в Кыргызстан, а уже оттуда в обход санкций перегоняют в Россию.
ИМПОРТ
Импорт Южной Кореи из России уменьшился в январе - мае по сравнению с прошлым годом на 32,4 % до 2,84 млрд долларов. По этому показателю РФ занимает 22-е место в списке торговых партнёров Кореи. Доля России в совокупном южнокорейском импорте - 1,1 %.
Сравним показатели за последние несколько лет.
- 2021 - $5,9 млрд
- 2022 - $8,13 млрд
- 2023 - $4,2 млрд
- 2024 - $2,84 млрд
Как видите импорт в последнее время очень сильно уменьшился, и связано это в первую очередь с полным прекращением ввоза в Южную Корею российской нефти. Снижение могло быть ещё более резким, но оно было скомпенсировано неожиданно бурным ростом импорта каменного угля из РФ в 2022 - 2023 годах. Однако в текущем году импорт угля, наоборот, стал падать (-61,9 %), а вместе с ним - и совокупный объём импорта.
Ниже приведена первая десятка категорий продукции по объёму импорта за пять месяцев 2024 года. Указаны: объём импорта по данной категории в долларах США, его процентное изменение в сравнении с прошлым годом и процентная доля этой категории товаров в общем объёме импорта.
- каменный уголь - $900 млн (-61,9 %; 31,7 %)
- природный газ - $650 млн (+20,7 %; 22,9 %)
- алюминий - $320 млн (+25,9 %; 11,3 %)
- уран - $207 млн (0,0 %; 7,3 %)
- крабы - $156 млн (-15,5 %; 5,5 %)
- ферросплавы, чугун и металлолом (합금철선철및고철) - $110 млн (-30,4 %; 3,9 %)
- рыба - $107 млн (-34,5 %; 3,8%)
- древесина (목재류) - $94 млн (-10,2 %; 3,3 %)
- рыбное филе и икра (어육및어란) - $77 млн (-22,6 %; 2,7 %)
- обработанные морепродукты (수산가공품) - $30 млн (-1,0 %; 1,1 %)
Как видите, почти три четверти (73,2 %) российского импорта в Корею составляют всего четыре наименования природных ресурсов: уголь, газ, алюминий и уран. Без российской нефти Корея теперь как-то обходится, но вот без газа и алюминия пока, видимо, не может или не хочет.
Что касается урана, тот там действительно особых вариантов нет. Дело в том, что уран хоть и добывается много где, но Южная Корея импортирует не простой, а частично
обогащённый уран для атомных электростанций. При этом мощности по обогащению урана есть лишь в нескольких странах, и среди них доминирует Россия, на которую в 2023 году пришлось 40 % мирового производства этого сырья. А значит, просто так от российского урана не откажешься.
Так и живём.
Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись
на мой канал в Телеграме,
Твиттере или
Инстаграме.