16 ноября 2021 года, пресс-конференция активистов ряда общественных организаций у здания, где находится Государственная комиссия по правам человека. Активисты выступили за отмену требования коррекции пола для смены документов.
Суд в уезде
Йондон-гун (영동군) провинции Чхунчхон-Пукто недавно
одобрил смену юридического пола с мужского на женский у пяти трансгендерных гражданок несмотря на то, что они не прошли медицинские процедуры по
коррекции пола. Суд постановил, что требовать от людей делать хирургические операции, для того чтобы позволить им сменить пол в документах, незаконно.
Судя по тому, что пишут в прессе (например,
тут), проблема уходит своими корнями в 2006 год, когда южнокорейский Верховный Суд впервые разрешил юридическую смену пола. Он же тогда выпустил инструкцию, в которой указывал судьям нижестоящих инстанций, на что следует обратить внимание при принятии решения одобрять выдачу новых документов или нет. Судьям было предложено, например, рассмотреть внешность человека, то есть носит ли он мужскую или женскую одежду и как себя ведёт, а также, среди прочего, выяснить, была ли проведена операция по коррекции пола и утрачены ли в результате этой операции репродуктивные функции.
Впоследствии в инструкцию вносились изменения, и на данный момент она представляет собой список оснований для принятия решения о выдаче новых документов. Однако многие суды истолковывали этот документ по-своему, считая, что в нём перечислены не основания, а требования. Как говорится, почувствуйте разницу: во втором случае для смены юридического пола хирургическая операция обязательна, а в первом - она всего лишь один из пунктов, которые можно брать в расчёт, а можно и не брать, если имеются другие основания, такие как, например, одежда, внешний вид и поведение.
Согласно решению суда, как его цитирует агентство Йонхап, “все люди имеют право формировать свою личность и прожить жизнь в соответствии со своей гендерной идентичностью, и к трансгендерным людям, которые должны иметь возможность искать счастья в качестве равноправных членов общества, это тоже относится”.
Право “искать счастья” (행복추구권) - одно из основных прав гражданина Южной Кореи, закреплённое в
Cтатье 10 Конституции страны. Его
интерпретируют, как право жить счастливой, приносящей удовлетворение жизнью.
Пишут, что, согласно исследованию, проведённому в 2021 году Государственной комиссией по правам человека (가인권위원회), 86 процентов опрошенных трансгендерных южнокорейцев (508 человек из 591) не меняли свой юридический пол. Основными причинами они назвали высокую стоимость медицинских услуг, связанных с трансгендерным переходом, и проблемы со здоровьем, которые могут возникнуть из-за операции и прочих медицинских процедур. Теперь все эти люди - при желании - могут поменять свои документы, не ложась для этого под нож хирурга.