Счастливое руководство Демократической партии наблюдает за подсчётом голосов в ночь на 11 апреля
Начать мне придётся со стыдного признания: в
прошлой статье о выборах я вас всех обманул. Помните, я там писал, что не совсем понял, как рассчитывают количество депутатских мандатов по системе пропорционального представительства? Как выясняется, это было далеко не всё, чего я не понял. Точнее, общая идея - про создание большими партиями фейковых маленьких партий для мошеннического получения дополнительных мандатов - была у меня правильной, но при этом самые главные фейковые партии я в статье вообще не назвал. А те партии, которые я таки назвал, они, конечно, тоже фейковые, но всё же немного в другом ключе. Теперь я отредактировал прошлую статью, а чтобы вам далеко не ходить, исправленную её часть поместил в самый конец этой заметки.
* * *
Теперь к делу.
Парламентские выборы, прошедшие в Южной Корее 10 апреля, завершились новым разгромом партии “Сила народа” - ещё большим, чем на предыдущих выборах 4 года назад. И всё же “Силе народа” вместе с её дочерней фейковой партией удалось наскрести по сусекам чуть больше 100 мандатов из 300 и, таким образом, не дать оппозиционной Демократической партии сформировать в парламенте конституционное большинство, для которого необходимо 200 мандатов.
Иначе говоря, в Национальном собрании нового созыва у “демократов” и их союзников опять будет недостаточно голосов, чтобы менять Конституцию и - главное - преодолевать президентское вето, а значит, по большому счёту в местной политической жизни после этих выборов ничего особо не изменится. Ни одна из двух противоборствующих сторон, как и сейчас, не сможет проводить свои законодательные инициативы, не достигнув компромисса с соперниками.
Кто-то может сказать, что вот и слава богу.
Распределение мест в парламенте следующего созыва
Оппозиционная Демократическая партия вместе со своим фейковым двойником -
Демократическим альянсом за Корею (더불어민주연합) - заполучила 175 мандатов. Другие партии оппозиционного лагеря провели в парламент в общей сложности 14 депутатов. Таким образом, в Национальном собрании теперь будет 189 антиправительственных законодателей. Это намного больше половины, а значит президент, правительство и правящая партия “Сила народа” не смогут провести через парламент никаких новых законов без согласия оппозиции.
Со своей стороны “Сила народа” вместе с её фейковой “сестрой” -
Партией народного будущего (국민의미래) - получила 108 мандатов. Ещё три мандата достались формально независимой от “Силы народа”
Новой реформистской партии, которую возглавляет бывший лидер “силонародцев”
Ли Джунсок. Если я всё правильно понимаю (а как вы теперь знаете, я не всегда всё правильно понимаю), депутаты от Новой реформистской партии скоро помирятся с “Силой народа”, откуда они ранее со скандалом вышли, и обратно в неё вольются. В любом случае они будут находиться в политическом лагере правящей партии и голосовать вместе с ней против ненавистных “демократов”, так что президент Юн Соннёль может рассчитывать на поддержку со стороны 111 депутатов, то есть больше одной трети. Это значит, что Демпартия, несмотря на впечатляющее большинство в парламенте, не сможет принимать любые законы, какие ей захочется. Точнее, принимать-то она их сможет, но если президент будет налагать на них вето, как это он сейчас нередко делает, то оппозиции нечего будет этому противопоставить: для преодоления вето нужно 200 голосов, которых у неё нет. А есть, напомню, 189.
Руководство партии “Сила народа” не ожидало такого результата
Следующая таблица показывает количество голосов, полученных партиями по системе пропорционального представительства. Напомню, что в голосовании по этой системе участвовали только малые партии, включая фейковые.
Больше всего голосов (36,67 %) набрала фейковая Партия народного будущего - “дочка” правящей “Силы народа”, получив за это 18 мест в парламенте. Представительница того же политического лагеря Новая реформистская партия привлекла 3,61 % голосов, за что ей дали два мандата.
Однако настоящим победителем в голосовании по партийным спискам стала оппозиция в лице фейкового Демократического альянса за Корею и полуфейковой
Партии обновления отечества (조국혁신당) во главе с
Чо Гуком. Полуфейковой партию Чо Гука я называю потому, что она тоже, скорее всего, в итоге вольётся в Демпартию. Вместе две эти оппозиционные структуры набрали больше половины голосов и получили 26 мандатов (14 + 12) - против 20 у правящего лагеря.
Остальные мелкие партии набрали незначительное количество голосов и не провели в Национальное собрание ни одного своего представителя.
Мне лично особенно жалко
Зелёную партию справедливости (녹색정의당) и её лидера Сим Санджон (심상정). Г-жа Сим четыре раза подряд была депутатом парламента - сначала по партийному списку (от предшественницы Партии справедливости), а потом трижды по одномандатному округу в городе Кояне. Но в этот раз в Кояне её поддержали только 18 % избирателей, а победил там “демократ”. Остальные 16 кандидатов Партии справедливости тоже проиграли в своих одномандатных округах, а по системе пропорционального представительства партия набрала только 2,14 % голосов, не преодолев 3-процентного барьера и не получив поэтому ни одного мандата. В нынешнем составе парламента у Партии справедливости 6 представителей, а в новом - впервые в 12-летней истории этой партии - не будет ни одного. Расстроенная Сим Санджон в связи с этим
объявила, что завершит свою политическую деятельность сразу по окончании срока депутатских полномочий.
Сим Санджон
Что касается неожиданного успеха Чо Гука и его Партии обновления отечества, то из моих немногочисленных разговоров с местными жителями я понял, что прежние коррупционные скандалы вокруг него, о которых я писал в прошлый раз, уже стали забываться. Людей теперь больше интересуют аналогичные скандалы вокруг нынешних властей, которыми Чо Гук искусно пользуется и
всячески их раздувает. Кроме того, среди некоторых избирателей возобладала точка зрения, что особо пристальное внимание прокуратуры к Чо Гуку в прошлом было политически мотивированными, в чём, конечно, есть доля правды. В-третьих, некоторые сторонники Демпартии недовольны нынешним её руководством, так что их голосование за идейно близкого бывшего “демократа” Чо Гука стало способом выразить свой протест, не меняя политической ориентации.
Однопартийцы Чо Гука (второй справа) сами в шоке от количества полученных голосов
Давайте теперь посмотрим, какие партии и где побеждали в голосовании по одномандатным округам.
Кандидаты от Демократической партии одержали верх в 161 одномандатном округе из 254, а представители “Силы народа” - в 90 округах. По одному мандату получили кандидаты из полуфейковых (то есть, с моей точки зрения, временно отколовшихся от своих “материнских” сруктур) Новой реформистской партии и партии "Новое будущее". В случае Новой реформистской партии победителем был её лидер Ли Джунсок - молодой и скандальный политик, успевший побывать главой партии “Сила народа”, но потом покинувший её.
Рисунок наверху рисовали люди из агентства Йонхап. О чём они думали, когда вместо названия последней, самой нижней партии написали “и другие”, я не знаю, но подозреваю, что это какая-то политическая ненависть. Потому что, вообще-то, у “и других” есть конкретное название -
Прогрессивная партия (진보당), и её кандидат Юн Джоно (윤종오) победил в одном из избирательных округов города Ульсана. В деятельности этой партии были скандальные моменты - например, её обвиняли в связях с Пхеньяном. Возможно, поэтому Йонхап и стесняется назвать её по имени.
Результаты выборов по избирательным округам. Красным цветом выделены округа, где победила “Сила народа”, синим - где успех был у Демпартии.
На карте вы видите ярко выраженный раскол между как бы “демократическим” западом и “силонародческим” востоком страны. Ничего нового и необычного в такой картине нет. Как я писал в прошлый раз, в корейской политике царит регионализм.
Синие “демократы” - это партия юго-западного региона (Чолладо, Кванджу), её ядро составляют политики, там родившиеся. За них на юго-западе почти все всегда и голосуют. Потому что земляки.
Красная “Сила народа” - наоборот, партия юго-восточного региона (Кёнсандо, Тэгу). Там точно так же почти все и всегда голосуют только за неё. То есть ситуация зеркальная.
Важно отметить, что вся старая корейская политическая элита происходит как раз с юго-востока (Кёнсандо, Тэгу). В прежние времена “Сила народа” была партией власти, чем-то вроде “Единой России” - сборищем прикормленных авторитарным режимом жуликов и воров. Буквально так, кроме шуток. Им полагалось иметь правую политическую ориентацию, поддерживать крупный бизнес и проводить проамериканскую и антисеверокорейскую политику. А противостояли ей вечно ущемлённые деятели юго-запада. Они тоже, в общем-то, были жулики и воры, но по логике противостояния с правящим лагерем склонялись влево, не любили США, а с Северной Кореей предлагали дружить. С тех пор много воды утекло, авторитарного режима уже нет сто лет в обед, власть не раз мирно переходила от одного регионального лагеря к другому, так что родимые пятна былых политических установок изрядно побледнели. Но полностью так и не исчезли. А главное - сами партии как были, так и остались. Только названия по многу раз меняли.
Что касается северо-востока - провинции Канвондо, то там обычно поддерживают юго-восточную политическую мафию, хотя и не очень уверенно: синие вкрапления на северо-востоке, как видите, имеются.
Вы можете заметить такие же редкие (но меткие) синие вкрапления и на самом юго-востоке. Это очень, кстати, важное и сравнительно новое явление. Оно вызвано тем, что “демократам” удалась “военная хитрость”: они привлекли в свои ряды и продвинули по партийной лестнице некоторых выходцев с юго-востока. Например, бывших президентов Но Мухёна и Мун Джэина. Первый родился в Кёнсан-Намдо, в Кимхэ. Место рождения второго - остров Коджедо в той же провинции, а жил он в Пусане. Соответственно, после их избрания на высокие партийные и государственные посты вокруг них в их родных местах в Кёнсан-Намдо и Пусане сложилась своя собственная мини-мафия из новых “демократов”, и для населения тех мест Демпартия перестала быть чужой. Поэтому она теперь успешно отщипывает некоторую часть голосов на канонической территории “силонародцев”, а иногда даже что-то выигрывает, как в этот раз: заметьте несколько синих пятнышек в Пусане и его окрестностях.
В старые времена юго-западная “мафия” проигрывала общенациональные выборы “мафии” юго-восточной просто потому, что на юго-западе, в Чолладо, живёт меньше людей, чем в Кёнсандо. Но сейчас, когда хитрым юго-западным деятелям удалось переманить на свою сторону часть избирателей юго-востока, шансы на победу в целом по стране у них сильно выросли.
В Сеуле, надо сказать, живёт много выходцев из упомянутых регионов, и они хранят верность своим “родным” политическим партиям. Однако в последние годы всё больше становится и людей, которые родились в самом Сеуле или его окрестностях, так что им бывает интереснее политика партий, а не их географическое происхождение. И если, например, сеульчанам сильно не нравится текущий президент, то многие из них будут голосовать за оппозиционную партию, откуда бы она ни была. Это-то мы сейчас и наблюдаем. Антирейтинг президента-силонародца Юн Соннёля перед выборами был почти 60 процентов, а одобряли его деятельность всего 37 процентов, поэтому многие жители Сеула (а также других мест, которые две наши южные мафии не в силах полностью контролировать) и поддержали оппозиционных “демократов” в пику непопулярному президенту.
Результаты выборов по избирательным округам в Сеуле
И всё же в Сеуле, как видите, есть “красные” районы. Это, как правило, те места, где живут либо богатеи и верхушка среднего класса (юго-восток Сеула, Каннам), либо старики (район Тобон-гу в правом верхнем углу карты). Богатенькие граждане традиционно поддерживают юго-восточную “мафию”, потому что она считается более дружественной по отношению к бизнесу. А старики в массе своей считают “демократов” краснопузой сволочью и агентами Пхеньяна, и поэтому тоже в массе своей голосуют за “силонародцев”. Впрочем, в Тобон-гу могли сыграть роль и другие факторы, учитывая, что кандидат от “Силы народа” победил там с перевесом всего в 1,1 %. Например, там участвовал ещё и кандидат от Зелёной партии справедливости, за которую обычно голосуют те же люди, что и за “демократов”. И пусть наш “зелёный” оттянул на себя всего 3 процента голосов, но этого как раз, наверное, и хватило, чтобы “демократическая” кандидатка чуть-чуть недобрала голосов до победы.
В провинции Кёнгидо (на следующей картинке) похожая ситуация. Восток провинции - это горные или сельскохозяйственные районы, где много стариков. Предполагаю, что поэтому-то “Сила народа” там и победила. Плюс ещё могли повлиять многочисленные военные.
Результаты выборов по избирательным округам в провинции Кёнгидо
Два красных избирательных округа в центре Кёнгидо - это известный район под названием Пундан в городе Соннаме. Здесь и предполагать ничего не надо: в Пундане, как и в Каннаме, живёт народ богаче среднего, который традиционно несколько охотнее голосует за классово близких ему “силонародцев”.
Одинокий рыжий округ - это город Хвасон, где с небольшим перевесом победил упоминавшийся выше Ли Джунсок из Новой реформистской партии. Он популист и скандалист, а это привлекает внимание определенной части электората. Вспомните Трампа или Жириновского. К тому же, он противопоставлял себя непопулярной “Силе народа”. Теперь ему этим заниматься больше не надо, вот и интересно будет посмотреть, он сразу в неё вернётся или немного погодя…
ОБЩИЕ ИТОГИ
Самое главное, как уже говорилось: несмотря на мощное укрепление позиций “демократов”, никаких принципиальных изменений в верхних эшелонах власти в Южной Корее после этих выборов не случится. Обоим политическим лагерям придётся договариваться друг с другом, чтобы проводить в жизнь те или иные законодательные инициативы. Соответственно, не будет никаких резких изменений и в политике страны. Если демократы в парламенте захотят осуществить нечто “экстремистское”, управой на них будет президентское вето, которое по-прежнему невозможно преодолеть. Если же какое-нибудь резкое движение попробует сделать правящий лагерь, то он не сможет получит одобрения парламента, который находится под полным контролем оппозиции.
Что касается внешней политики, то агентство Йонхап уже
пообщалось с традиционно анонимным источником в МИДе, и тот сообщил, что существенных изменений в позиции Сеула ждать не стоит - ни по вопросу отношений с Японией, которые правящий лагерь склонен улучшать, а оппозиция от этого бесится, ни по другим ключевым международным проблемам.
Выборы отчётливо показали, что народ недоволен нынешней властью - и конкретно президентом. И Юн Соннёль, кстати, это
уже признал. Однако каковы будут в связи с этим его практические действия, особенно учитывая, что в целом в политическом раскладе в стране ничего особо не изменилось, непонятно. Если глава государства хочет ещё чего-то добиться в оставшиеся три года своего правления, то ему надо как-то общаться с оппозицией, что для него до сих пор было нехарактерно. Например, с лидером “демократов”
Ли Джэмёном, который, кстати, в этот раз вновь стал депутатом, уверенно победив в одномандатном округе в Инчхоне, в муниципальном округе
Кеян-гу, президент не встречался аж с мая 2022 года.
Юн Соннёль - первый в южнокорейской истории президент, которому придётся проработать с оппозиционным парламентом в течение всего срока своих полномочий, так что прецендентов, из которых можно было бы извлечь полезные уроки, у него нет. Придётся думать самому.
Есть у Юна и серьёзные проблемы, не завязанные напрямую на парламент. Взять, к примеру,
забастовку медиков, которая не только до сих пор не прекратилась, но ещё и расширилась: к бастующим стажёрам присоединились профессора, которые хоть и не бросили работу, но сократили свои рабочие часы, отказавшись от сверхурочных.
Перед выборами правительство усиленно намекало, что может пойти на уступки медикам. Видимо, таким образом оно пыталось успокоить общественность, которая требует сделать хоть что-нибудь, потому что сколько ж можно?
Но как правительству поступить теперь, когда выборы позади? На это есть, как минимум, две противоположные точки зрения. Одни говорят, что власть должна услышать недовольный ропот избирателей и пойти на реальные уступки упрямым медикам. А другие считают, что, раз выборы прошли и с избирателями, включая и медиков, больше заигрывать не надо, то правительству вполне можно, наоборот, занять предельно жёсткую позицию, настоять на своём, то есть на увеличении квоты для поступления в медвузы на 2000 человек в год, а бастующих начать лишать прав на занятие медицинской практикой. Между прочим, для увеличения медвузовской квоты согласия парламента не требуется. Квоты находятся в компетенции исполнительной власти.
И так далее.
В завершение хочется отметить активное участие избирателей в прошедших выборах. На избирательные участки пришли почти 30 миллионов человек, или 67 процентов от 44 с небольшим миллионов граждан, имеющих право голоса. Это рекордная явка на парламентских выборах за последние 32 года. В прошлый раз, четыре года назад, явка составила 66,2 процента. Причина такой высокой активности проста: люди чувствуют, что они в состоянии влиять на политику страны, что их мнение реально отражается на политическом раскладе, и с удовольствием выражают свою позицию. Гражданам многих других стран остаётся только позавидовать южнокорейцам в этом отношении.
Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись
на мой канал в Телеграме,
Фейсбуке,
Твиттере или
Инстаграме.
* * *
ПРИЛОЖЕНИЕ: ИСПРАВЛЕННАЯ ЧАСТЬ
ПРЕДЫДУЩЕЙ СТАТЬИ На вид система очень логичная и справедливая. Но это только на вид. Потому что две наши главные партии нашли прекрасный способ её саботировать и всё равно отнимать последние голоса у малых партий.
Для этого специально под предстоящие выборы создаются временные фейковые партии. “Демократы” создали якобы самостоятельный
Демократический альянс за Корею (더불어민주연합), а правящая партия родила аналогичную
Партию народного будущего (국민의미래).
Конкретно мошенническая схема выглядит так. Большая партия выдвигает только одномандатников и не участвует в голосовании по партийным спискам. Фейковая партия, наоборот, намеренно не выдвигает одномандатников, а участвует только в голосовании по партийным спискам. По нашей хитромудрой системе, которая вознаграждает тех, кто не провёл одномандатников, но получил голоса по партийным спискам, фейковая партия получает некоторое количество мандатов. И потом с этими мандатами вливается в “материнскую” партию.
Кроме того, в какой-то момент в крупной партии возникает скандал, и от неё отваливается какое-то число депутатов и прочих политиков, которые образуют новую партию, всячески ругая при этом своих бывших однопартийцев и обещая некую новую политику гораздо лучше старой.
Как выясняется впоследствии, всё это тоже оказывается если не полным фейком, то типа того, и после выборов отколовшаяся партия успешно мирится со своими прежними товарищами и вливается в большую партию обратно, принося с собой те депутатские мандаты, которые она сумела получить на выборах.
На нынешних выборах мы имеем две такие “скандальные” партии - одна временно откололась от “демократов”, а вторая - от “Силы народа”. Первая из них - это
“Новое будущее” во главе с бывшим премьер-министром
Ли Нагёном, а вторая -
Новая реформистская партия, которую возглавляет бывший лидер “силонародцев”
Ли Джунсок.
* * *