Где-то в пустыне сожженной неким постапокалиптическим бедствием Земли обитает человек. Охотится по всей округе за нехитрой пищей и железяками, из которых конструирует летательный аппарат. Уцелевшие блага цивилизации: пленки, старый магнитофон, старая книжка и надувная женщина, используемая по прямому назначению. Женщин в этом разрушенном мире будто бы и нет.
Фантастический триллер, трехкопеечный, но изобретательный - «Последняя битва», кажется, оборачивает мыслимые недостатки бюджета себе на пользу. Черно-белый кадр, почти статичная камера. Одна сцена просто сменяется другой, из-за чего создается странное ощущение ирреальности места: вот пустыня, вот декорации разрушенного отеля, однако мы не видим отеля в пустыне, мы не знаем, есть ли вокруг город, и если да, большой ли тот, много ли в нем других домов, много ли людей его населяет. Когда разверзаются небеса и начинает идти дождь из рыб, камера не показывает источника их падения, и зритель ошеломлен не меньше главного героя, с глаз которого сдернут черную повязку, чтобы обнаружить новое, неведомое место, куда тот был приведен.
Нам не показывают всей картины, мы видим лишь то, что попадает в крохотное окошко экрана. Вместе с героем мы становимся свидетелями творения первобытной магии.
Немота персонажей - еще одна важная составляющая фильма. Все без исключения герои здесь не могут говорить. Эту деталь можно было бы обыграть интереснее, но любопытен побочный, возможно, незапланированный режиссером эффект всеобщего безмолвия. По идее, у человечества, разучившегося пользоваться речью, должен был развиться новый язык, язык жестов. О нем, кажется, вспоминают ближе к концу первого часа фильма. До этого события развиваются таким образом, что никакого, даже невербального, языка общения не предполагают; о нем попросту не задумываешься. В то же время молчаливое, почти механистичное действие превращает людей в марионеток чего-то незримого, неведомого. Снова это почти зловещее ощущение сюрреалистичности, абсурда происходящего. Как в какой-нибудь «Голове-ластике».
Мыкания главного героя, эдакого Робинзона Крузо на острове в центре хаоса из природных катаклизмов и враждующих племен, Робинзона Крузо, пытающегося устроить себе из говна и палок уютный домик, по правде сказать, в какой-то момент надоедают, но тут как раз начинается вторая половина истории, а заодно раскрывается и сюжетная концепция. Конфликт между двумя новыми персонажами, доктором, рисующим на стенах больницы петроглифы и колдующим над чудо-газом, который научит людей говорить, и вооруженным мечом озверелым мужиком (роль Жана Рено, которому, кажется, на роду написано играть средневековых рыцарей), четко демонстрирует, как из первобытного варварства зарождается, выкристаллизовывается цивилизация. Главный герой вслед за доктором выбирает путь прогресса - и постепенно познает азы готовки на огне, плачет над книгой, учится проявлению чувств и состраданию. Последняя битва - это битва, в которой сходятся человеческое и звериное. История, как и тысячи лет назад повторяется, однако разум, культура, осознанность победят вновь.
Чуть не забыл. Данная картина - еще и дебют в кино большого режиссера Люка Бессона. И если все, что он сделал в нулевых и позднее, можно смело игнорировать, то «Последняя битва», безусловно, заслуживает внимания.
https://rheotu.wordpress.com/2022/05/23/%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%bd%d1%8f%d1%8f-%d0%b1%d0%b8%d1%82%d0%b2%d0%b0-1983/ Читайте меня в Тамблере