«491», 1964

Nov 27, 2022 12:07

Компанию трудных подростков собирают под угрозой наказания в старом доме для проведения психологического эксперимента. Цель его, как заявляют устроители, заключается в изучении возможности создания нового, более совершенного общества. Очень скоро в стенах дома действительно формируется новое общество, но, кажется, совсем не такое, на какое рассчитывали экспериментаторы.



Картина шведского возмутителя спокойствия Вильгота Шемана, прогремевшего несколькими годами позже дилогией «Я любопытна». В «491» он выдает очередную порцию социальной критики в адрес обывателей и Церкви, и в первую очередь ее объектом выступает сытое и благополучное общество в лице молодого соцработника Кристера, с которым герои вместе живут. Роскошный рояль, книги, которые тот старательно запирает от криминальных соседей на ключ - конфликт неизбежен. Для Кристера эти парни остаются подопытными крысами в научном эксперименте, вот только сам он не видит, как становится такой же крысой. Когда увидит и поймет - будет уже поздно… Попытка выходцев из совершенно разных социальных кругов ужиться друг с другом закончится жестоким и почти комическим абсурдом. В наши дни что-то подобное мог бы снять Ларс фон Триер.

Смысл заглавия картины раскрывается в сцене, где к стоящим на пути «исправления» подросткам приводят пастора, который читает Евангелие: «- Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? - Не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз.» Четыреста девяносто раз ты можешь согрешить и будешь прощен, но на четыреста девяносто первый окажешься в геенне огненной.
Противник по сути не менее грешен, чем герои, однако наказанию не подлежит. Возможно, до поры до времени. И да: сам Кристер безукоризненно следует правилу - прощает, прощает, скрипя зубами, но мало прощать преступника, нужно перестать относиться к нему, как к преступнику. Нужно перестать делить людей по их добропорядочности. Никакие эксперименты здесь не помогут, ибо опять подразумевают разделение - объекта исследования и исследователя.

Более, пожалуй, любопытным является не официальный эксперимент, а тот, что ставит над Кристером главный герой. Философии опутывания себя правилами и рабского подчинения он противопоставляет свободу воли. Вообще, буквально с первых фраз у меня родилось впечатление, что «491» - об этом:
«- Никто не принуждает тебя к участию, это твое собственное решение.
- У меня не было выбора».
Но штука-то в том, что выбор есть всегда, даже когда человек отказывается его признавать. В конечном итоге за все свои решения ответственен только он сам. Травя Кристера, ему то и дело напоминают: эй, мы тут ни при чем, ты сам виноват, а если тебе нужны деньги, что же ты их себе не возвращаешь, да еще ноешь?
Заодно достается и проститутке, с легкой руки кого-то из компании заселившейся к ним; достается и другим парням. Это часть манипуляции, это перекладывание ответственности, но еще - та самая психология жизни, анархистский бунт против закоснелой и прогнившей системы.
Тут можно возразить: а кто мы такие, чтобы судить других? Но зато и шансов на прощение, если верить иным врачевателям душ, нам отпущено предостаточно - 490. А после эксперимент можно успешно завершить.

https://rheotu.wordpress.com/2022/07/23/491-1964/

теология, versus, оруэлл, мои обзоры, кино, das experiment

Previous post Next post
Up