«Черный краб», 2022

Sep 18, 2022 08:48

Альтернативное будущее / настоящее. В Европе идет война. Наступило подобие ядерной зимы: температура резко упала, северное побережье сковало льдом. В этих условиях военные решают провести операцию: переправить на отдаленную базу некую посылку, способную коренным образом изменить ход войны. Дабы избежать чрезмерных рисков и сэкономить время, набранный отряд отправится напрямик через замерзший архипелаг. По льду. На коньках.

image Click to view



Первой погибнет командир отряда. И это будет только началом. Шестеро персонажей - шестеро пешек, которые одну за другой снимают с доски. Тонкий лед создает дополнительное напряжение: первая гибель происходит только из-за того, что герои выбрали неудачное место для остановки. Однако, в арктическую вариацию «Долгой прогулки», где цель - бежать, не останавливаясь, история не превращается, режиссер сосредоточен на другом. Его «Черный краб» - портрет людей во время войны.
Бытовые мелочи из мирной жизни кричат оглушительным диссонансом, когда за окнами ухают бомбы. «Вот закончится все, посмотрим финал Кубка Стэнли», говорит один из персонажей. Еще один, паренек, который будет мастерски укладывать противника из винтовки, поначалу выглядит случайным подростком, которого вот только что выдернули с дивана (альтер-эго зрителя, одной из возрастных групп). Третий мечтает жениться. Базу, на которой оставалась его девушка, разбомбили, но он не теряет надежды найти ее живой. Вдруг слухи об уничтожении - пропаганда.
О пропаганде герои рассуждают спокойно. У врага есть своя, у нашей стороны - своя. И наше дело - не вдумываться, а выполнять приказы.

Когда этот лед холодного безразличия дает трещину? Во время прохода по замерзшему морю над какой-то кошмарной версией «Титаника», пассажиры которого не просто насмерть окоченели в холодной воде , но вмерзли в ледяную толщу? Фильм полнится подобными эпическими картинами нового мира: замерзшего, брошенного; мира, в котором идет война.

- Снег пошел?
- Нет, это пепел. Весь город в огне.

Со стороны главная героиня (в прекрасном исполнении Нуми Рапас) кажется самой непоколебимой во всей команде. Но за этой внешней холодностью скрывается больше всего трещин. Просто… просто, если не выполнять приказ, то как тогда жить-то?..

Врагов почти нет. Они - где-то далеко, на расстоянии выстрела; может, бегущими по снегу точками в белом камуфляже, может, бездушными вертолетами, выпускающими ракеты по покинутому дому. Это источники опасной, но в каком-то смысле абстрактной угрозы. И, возможно, сейчас я буду предельно субъективен, но: когда угроза становится вот такой деталью пейзажа, то человек, если он не низведен войной до совсем скотского состояния, начнет искать помимо нее угрозы зримые, такие, которым можно посмотреть в лицо. И когда найдет - а случится это непременно - то совершит неприятное открытие.
Режиссер Адам Берг, для которого «Краб» - дебют в полном метре, конечно, не Спилберг; его герои далеки от полифонии персонажей «Спасти рядового Райана» и «Списка Шиндлера», а финальные откровения могут показаться наивными. Но альтернативное настоящее не вполне ‘альтернативное’; мы сами живем сейчас в мире, которому подобных наивностей и недостает. Потому какие-то элементарные, базовые вещи звучат зрительнее, осязаемее. Война - это плохо. Война - это беженцы, мародеры и дымящиеся города. Война - это кровавое месиво из человека, с которым вы говорили секунду назад.
Одна из вещей самых важных. У Достоевского было написано, что никакое счастье не стоит слезинки ребенка. Война, между прочим, тоже. И последнее злодейство - оправдывать войну, прикрываясь чужими детьми.

- Остановись, подумай о своей дочери!
- Я о ней и думаю.

https://rheotu.wordpress.com/2022/06/05/%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%b1-2022/

versus, мои обзоры, боевой воинский дух, кино, о женщины!, абсолютный конец света

Previous post Next post
Up