С момента эпической битвы в торговом центре минуло несколько месяцев. Майк вздыхает по Одиннадцать, Макс закрывается ото всех, переживая кончину Билли. Сама Одиннадцать, покинувшая Хоукинс, безуспешно пытается влиться в школьный коллектив на новом месте. Тем временем Джойс получает по почте странную посылку, всю обклеенную марками с серпом и молотом…
И когда в Хоукинсе находят местную красавицу чирлидершу убитой, причем самым жутким образом, становится ясно: в городке вновь сгущаются загадочные события.
Начинавшиеся как оммаж ламповой семейной фантастике восьмидесятых, «Очень странные дела» на третьем сезоне забуксовали, да так, что по итогу не было вполне ясно, есть ли какие перспективы у сериала в будущем. В качестве основного источника для подражания авторы внезапно решили выбрать шпионские боевики эпохи холодной войны. В результате шоу скатилось в комедию и практически растеряло весь свой саспенс.
Тем удивительнее, что четвертый сезон не просто отыграл исходные позиции, но и поднялся, возможно, до лучшего в истории «Странных дел» (не стоит, разумеется, забывать: впереди еще пятый). Что же изменилось?
Начать, например, можно с того, что фокус сериала сместился на ужасы. Собственно, тот изначально был построен на элементах ужасного, но все-таки с поправкой на семейную аудиторию, которая будет его смотреть. Однако четвертый сезон цитирует фильмы про маньяков, а это иной, куда более ‘взрослый’ уровень. Здесь есть отсылки к «Сиянию» и «Хэллоуину», но ключевая - это «Кошмар на улице Вязов». Помните убийцу с обезображенным лицом, который охотился на школьников, воплощаясь в их самых жутких кошмарах? В «Очень странных делах» это - главный антагонист сезона. А один из связанных с убийцей персонажей оказывается оммажем Фредди Крюгеру лично. И оммажем блистательным. Думается, в воображаемой мультивселенной «Кошмара», в той ее версии, где Фредди-человек остался жив, избежав встречи с разгневанными горожанами, четвертый сезон «Странных дел» рассказывал бы его историю.
Конечно, антропоморфный злодей, одержимый идеей мирового господства, поначалу слегка разочаровывает обыденностью на фоне космического ужаса, который был нарисован в предыдущих сезонах. Однако, когда мы узнаем его историю, то проникаемся его мотивами и в какой-то мере даже сочувствуем.
Структурно «Очень странные дела» можно разделить на три части, три акта. Первый акт - история убийств. Первые четыре эпизода - самое напряженное из всего, что выдавали авторы братья Даффер на протяжении всех сезонов. Действие в этой части не останавливается, а счет идет на секунды, причем буквально: центральный образ в повествовании - бьющие часы.
Вторая часть - история Одиннадцати. Во втором, кажется, сезоне авторы уже делали попытку вывести ее из действия, оставив персонажей без спасительной девочки-выручалочки. Здесь ситуация повторяется: героиня Милли Бобби Браун отправляется в долгий трип по собственным воспоминаниям, не в состоянии помочь никому, кроме, возможно, себя самой. Со всеми ее бесконечными флэшбеками из лаборатории, с неуклюжей попыткой сшить линию русских с событиями в Хоукинсе, эти эпизоды телешоу откровенно провисают. Лишь под занавес в сюжет возвращаются былые напряжение и размах: братья Даффер, наконец, закрывают вопросы относительно того, что же когда-то случилось в лаборатории, откуда сбежала Одиннадцать, и связывают события всех четырех сезонов воедино.
Ну а последующий третий акт - завершающие два эпизода, для пущей интриги отделенные авторами от остального сериала - являет собой масштабный финал, смонтированный в духе кульминации «Возвращения короля»: несколько групп одновременно бьются со злом в разных уголках земного шара; судьбы героев тесно переплетены друг с другом, и несмотря на разделяющие их сотни, тысячи километров, противник у них один и тот же, и победа зависит от каждого…
Наверное, это самый важный вывод, который следует из четвертого сезона: расстояния более не имеют значения; дружба объединяет, и как бы далеко вы ни находились друг от друга - в пустыне Невады, на Камчатке или в среднем захолустном городке - вы все равно вместе.
Click to view
Братья Даффер серьезно усложнили нарратив, разделив сюжет на несколько параллельно развивающихся линий, разбросав пеструю когорту героев по разным континентам, увеличив хронометраж серий, часть из которых по длительности не уступает полному метру. И победили. Механизм «Очень странных дел» в руках авторов этого грандиозного телешоу работает безукоризненно точно, как часы. Комедии и ‘клюквы’, в отличие от третьего сезона, здесь ровно столько, чтобы украсить помрачневшее повествование, монотонные флэшбеки Одиннадцати уравновешиваются интригой детективного расследования ее друзей, а длительное послесловие вновь не ассоциируется ни с чем иным, кроме «Властелина Колец» с его десятком концовок.
Напоследок хотелось бы вставить пару слов и о героях. Их армия продолжает прирастать; из новичков в четвертом сезоне «Странных дел», безусловно, следует отметить Эдди, рокера и руководителя клуба игры в Dungeons & Dragons. Эдди в чем-то копия Дастина, более взрослая и еще более чудаковатая. Когда в Хоукинсе начинаются убийства, именно он оказывается в центре всей заварухи. Еще один важный персонаж - это санитар из воспоминаний Одиннадцати, помогавший ей в лаборатории. Герой Джейми Кэмпбелла Бауэра сложен и трогателен, он раскрывается постепенно на протяжении всего сезона, но сразу заражает своим обаянием.
Что касается ‘старичков’, то здесь мое почтение Мюррею, чокнутому конспирологу, который только сейчас выбрался из образа comic relief и включился в события на правах полноценного, значимого участника. И, конечно, Одиннадцати. Милли Бобби Браун не в первый раз доказывает, что она талантище. Хочется обратить отдельное внимание на второй эпизод. Для формирования ее персонажа он очень важен, ибо демонстрирует, помимо прочего, что Одиннадцать способна за себя постоять и без всяких суперспособностей. Авторы не делают акцента на этой детали, однако мне бы хотелось, чтобы та получила развитие в завершающем пятом сезоне телешоу.
Если в классическом кинокомиксе необходимо было быть Суперменом, Избранным, чтобы бороться со злом, то современное кино следует иному тренду: героем может стать каждый. Чудеса совершаются в реальной жизни самыми обычными людьми. Братья Даффер в какой-то мере и так отражают это в сериале, от сезона к сезону отодвигая Одиннадцать на второй план: телепатия - это, конечно, хорошо, однако куда важнее все-таки дружба и взаимовыручка, которые и поддерживают главную героиню, и помогают ей расти как личности.
(А еще ей просто нужно научиться жить среди людей.)
Все это понятно зрителю, но не Одиннадцати, которая до сих пор переживает, что без своей силы ни на что не годна. Первые подвижки в понимании того, что это не так, уже есть. И если продолжать взятый «Очень странными делами» курс на more dark and realistic, победа над злом без помощи чудодейственных способностей была бы самым логичным окончанием истории Одиннадцати.
https://rheotu.wordpress.com/2022/08/01/%d0%be%d1%87%d0%b5%d0%bd%d1%8c-%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b0-%d1%82-%d1%81-%d1%81%d0%b5%d0%b7%d0%be%d0%bd-4-2022/