Кино: 4x4. Несвобода

Apr 14, 2022 15:56

Пешича и Вайтити посмотрел до начала войны. Триера и Вендерса - после.



«Европа» (1991). После окончания Второй мировой войны в Германию прибывает молодой американец, дабы принять участие в строительстве лучшего мира на руинах прошлого, однако на месте обнаруживает, что война еще не закончилась.

Один из главных шедевров Ларса фон Триера наряду с «Антихристом» и «Танцующей в темноте». В какой-то мере фильм предвосхищает последующую трилогию «Золотого сердца»: главный герой, такой же чистый и наивный идеалист, как и героини оной, с готовностью жертвует собой ради окружающих. Это его в итоге и губит.
Сумрачная нуарная атмосфера послевоенной Германии затягивает с первых же кадров, когда размеренный голос гипнотизера (как тут не вспомнить триеровскую «Эпидемию», в которой на сеансе гипноза соединялись вымысел и реальность) погружает зрителя в транс. На счет ‘десять’ вы окажетесь в Европе. Нищей, разрушенной Европе, Европе, проникнутой повсеместными страхом и паранойей. Враждовавшие стороны теперь будто меняются местами: избавители-американцы предстают надсмотрщиками нового концлагеря, в который превратилась оккупированная Германия, а местные сколачивают партизанские отряды и ведут подрывную деятельность. В этой экспозиции не чувствуется эпатажности современного Триера, чье признание в сочувствии Гитлеру некогда послужило причиной грандиозного скандала. Его интересует сама ситуация, при которой человек, исполненный лучших побуждений, оказавшись в реальном, а не идеальном мире, сам себя загоняет ими в ловушку. Черное и белое сливаются, героя дергают, как несчастную марионетку, за нитки все, кому не лень. Свобода воли в сером мире - продукт манипуляции. Можно ли оборвать нити и спастись?.. 10/10



«Кролик Джоджо» (2019). Мальчик-гитлерюгенд, фанатеющий от нацистского режима и мечтающий сделаться личным телохранителем Гитлера, обнаруживает в стенах собственного дома самое страшное существо, которое только мог себе вообразить: еврейку.

Приступал я к этому фильму с опаской, так как впечатление о режиссуре Тайки Вайтити было уже основательно подпорчено третьим «Тором». Но тот кинокомикс и «Кролика Джоджо» снимали как будто два совершенно разных человека. Даже юмор другой.
В России картина была запрещена - нелепое действие, учитывая, что носит она антифашистский и антивоенный характер. Возможно, российские власти, мыслят чуть тоньше, чем делают вид. В «Кролике Джоджо» есть эпизод, в котором мальчик требует от скрывающейся в его доме еврейской девушки нарисовать ему карту местоположения евреев. В ответ та рисует его собственную голову. Не единственная, но одна из наиболее красноречивых сцен фильма, выходящая за рамки дел давно минувших дней. Думаю, кому-то неуютно от того, что она способна заставить людей думать. А вовсе не от «неподобающего» изображения Гитлера.
Кстати, о Гитлере. Как известно, в этом фильме он воображаемый, и играет его сам режиссер. Его персонаж не статичен, он меняется вместе с мальчиком. Изначально это веселый клоун, играющий роль товарища Джоджо по играм. Однако когда у героя появляется настоящая подруга, Гитлер отодвигается на задний план. Во второй части картины, куда более печальной и трагичной, когда мы изредка возвращаемся к фантазийному фюреру, то замечаем, что тот обрюзг, зол и раздражителен. Все зло, которое могло проявиться в Джоджо, в итоге вытесняется в него. К моменту их заключительной встречи Гитлер кажется максимально близким к своему реальному прототипу.

Все без исключения актеры играют блестяще. Гитлер - это фон и приманка для массового зрителя, который отправится на фильм поржать над пародией Вайтити. Фильм не о нем, а о настоящих, живых людях. В особенности цепляют герои новозеландки Томасин Маккензи, сыгравшей беглянку, и Сэма Рокуэлла в редкой для него комической (с приставкой ‘траги-‘) роли списанного офицера вермахта.
«Кролик Джоджо» - это уникальное путешествие сквозь смех и слезы. В конце - все-таки смех. Когда я писал эту рецензию зимой, то мне показалось, что со временем этот фильм может стать такой же классикой, какой сегодня является «Жестяной барабан». Теперь, оглядываясь на то, что происходит в России, я думаю, что фильм важен и обязателен к просмотру и осмыслению зрителем уже сейчас. 9/10



«Случай Хармс» (1987). Вокруг Даниила Хармса что-то затевается: вернувшись домой, он узнает, что о нем справлялись какие-то люди, а ангел, упавший в окно с небес, уговаривает писателя отправиться на поиски бревна, которое тот где-то потерял.

Абсурдное сюрреалистическое приключение. Главный его аттракцион - это Ленинград, по которому странствуют герои, город, населенный многочисленными образами, выходившими когда-то из-под пера Хармса. Крепко сбитый Даниил Хармс Франо Ласича внешне ничуть не походит на реальный прототип, однако сам прекрасно вписывается в галерею чудаковатых кипучих персонажей автора. А еще кажется, будто этот персонаж сошел с пленки какого-нибудь немого фильма. Стилизация под эпоху придает «Хармсу» какую-то особую тревожную атмосферу. А абсурд обнаруживает жуть, когда видишь, что чудаковатый мир, по которому путешествует герой, набит энкавэдэшниками и психиатрами, которые всех ровняют под линеечку.
Фильм как прекрасный памятник поэту и писателю. Едва ли его могли снять в Стране Советов. Даже с учетом критики сталинского культа личности. Это уже продукт перестройки, да не советской, а югославской. Участник программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля-1988. 8/10



«Небо над Берлином» (1987). Ангелы парят над разделенным Берлином, наблюдая за жизнями людей внизу, и одному из них становится этого мало - он сам хочет стать человеком.

Мечтательное полотно Вима Вендерса, одни из лучших ролей Бруно Ганца (в роли ангела) и Питера Фалька (в роли самого себя). И портрет города. Города совершенно непарадного: сумрачно-грязного, черно-белого. Этот Берлин весь наполнен человеческой тоской по какой-то иной, яркой, настоящей жизни. Он придавлен к земле тяжестью прошлого, эхом Второй Мировой, оживающим в декорациях фильма о войне, на съемки которого прибывает герой Фалька, воспоминаниями скитающегося по улицам и площадям старика: «Кажется, мир погружается во тьму, но я продолжаю свой рассказ. Рассказ охраняет меня от сумятицы нашего времени и сохраняет для будущего.»
Пути героев раз за разом приводят к Стене.
Ангелы незримы (их могут видеть лишь некоторые дети, ощущать присутствие лишь слепцы), но они рядом. Знали бы люди, как это важно: чувствовать на плече успокаивающую руку…
Только любовь озаряет этот сумрачный мир яркой вспышкой красок. В чувстве, в чувствовании - надежда на выздоровление. Кажется, надежда есть. 8/10

https://rheotu.wordpress.com/2022/04/11/%d0%ba%d0%b8%d0%bd%d0%be-4x4-%d0%bd%d0%b5%d1%81%d0%b2%d0%be%d0%b1%d0%be%d0%b4%d0%b0/

оруэлл, кино

Previous post Next post
Up