Кино: 4x4

Jan 26, 2022 21:01

Playing reality.



"Мои ночи прекраснее ваших дней". Жуткая и трепетная история любви теряющего память компьютерщика и девушки из эстрадного шоу, которая занимается чтением мыслей.

Я думаю, что это самый лучший романтический фильм из всех, что я видел.
Еще я предполагаю что у меня намечается новый любимый режиссер. Только предполагаю - потому что до этого у Жулавского пока видел только "Одержимость". В обоих фильмах режиссер транслирует видение мира, видение вещей, под абсолютно безумным углом. Или углом безумия, если принять, что каждый из нас безумен по-своему. Взгляд, который мне импонирует.
"Мои ночи" уникальны тем, что ведут диалог со зрителем (как и их герои - друг с другом) на совершенно особом языке. Фильм - поэма в прозе, или, если угодно, поэма на кинопленке. В попытках ухватиться за ускользающие от него образы, главный герой принимается жонглировать ассоциациями. А девушка, в него влюбленная, заговаривает стихами. Из этой трогательной абсурдистской словесной эквилибристики рождается поэзия, а из поэзии вырастают новый смысл и новые образы; новая жизнь, в конечном счете - взамен фатальной пошлости разъезжающегося на куски окружающего мира.
Софи Марсо - естественно, прекрасна. Ее напарник Жак Дютрон мне не знаком, но тут у него своеобразный образ. Я думал, что же во внешности его героя не так, а вдруг понял: он почти не моргает и смотрит в одну точку. Как слепой, который уже не различает, что творится вокруг.
Финал этой драмы одновременно трагичен и праздничен. Кино, которое гениально со всех сторон. 10/10

"Селин и Жюли совсем заврались". Селин и Жюли скучают, носятся друг за другом по Парижу, а однажды находят загадочный дом, в стенах которого скрывается тайна, которую надо непременно разгадать.

Эпичное трехчасовое полотно, первый час которого я просто въезжал в то, что происходит. Зато потом как въехал. Фильм раскрывается одновременно на трех уровнях: бытовом драматическом, условно-театральном и сказочном готическом. Героини примеряют на себя разные маски, перевоплощаясь друг в друга и в персонажей выдуманных историй, пробивают четвертую стену, глотают волшебные пилюли (ах, семидесятые! золотые годы экспериментов с сознанием) и совершают сюрреалистический трип откровенно в духе Линча. И все эти детали складываются в один живой и какой-то донельзя трогательный женский персонаж.
Картина полна литературных отсылок и игр слов, очевидных даже в корявом переводе. Готические эпизоды то и дело повторяются, что создает эффект того, будто перед нами на ходу перемонтируют пленку. Только это не просто кино: в конце концов героиням надоест пассивное созерцание, и они решат собственноручно перекроить разыгрываемую перед ними пьесу...
Интересно, что в некоторых местах порезаны и "бытовые" сцены блужданий девушек по Парижу, причем так очевидно, черными вклейками, что создается впечатление, что это было сделано намеренно. Кто знает, может быть, это результат "монтажа" картины уже зрителем в его голове? Надо попытаться вспомнить, что было в тот момент со мной... 8/10

"Дневник самоубийцы" (1972). В морском круизе гид знакомится с переводчицей, и, ухлестывая за оной, рассказывает ей череду историй.

Отчасти экспериментальный артхаус, технически напоминающий "Запретную комнату" Гая Мэддина с ее колоризованными эпизодами, наподобие матрешки встроенными один в другой. Когда через какое-то время матрешка кончается и начинает закрываться, ты обнаруживаешь себя утопающим, застигнутым врасплох водоворотом событий. Открывающие титры предупреждают зрителя, что впереди его ждет комедия, однако я не смеялся.
О любви снято много фильмов, столько же, сколько примерно о зарождении любовных чувств. И очень мало посвящено их утрате. "Дневник самоубийцы" - из последних. В ролях - актеры из "Прошлым летом в Мариенбаде", Дельфин Сейриг (переводчица) и Саша Питоефф (эпизодическая, но ключевая роль сумрачного тюремщика). 7/10

"Персона". Чтобы восстановиться от травмы, актриса в компании медсестры отправляется в уединенный домик на побережье, и там между девушками устанавливается странная связь.

Как всегда безукоризненное с точки зрения визуальной эстетики кино Бергмана. Но я не оценил того, что тут он, по-моему, впервые на моей памяти сделал историю о душевном заболевании. Да, было "Сквозь тусклое стекло", которое не раз вспоминается по ходу "Персоны". В один из ключевых моментов даже появляется актер оттуда. Однако в "Стекле" заболевание все-таки шло фоном и использовалось для раскрытия философской идеи фильма. А в "Персоне", как мне показалось, в центре всего медицинская история.
Еще одна ассоциация - "Малхолланд Драйв". Снова Линч.
Шокирован нехарактерной для Бергмана физиологичностью. И очень впечатлен игрой Биби Андерссон. Она была мне симпатична всегда, но именно в "Персоне" она преображается по-настоящему. Причем неоднократно, переживая разные состояния своей героини.
После этого фильма мне приснился кошмар. В нем снова была Андерссон, но уже в другом фильме, в нуаре. Ее героиню замуровывали заживо в четырех стенах. 7/10

весь мир - театр, арт, психоз, кино, сюр

Previous post Next post
Up